25.05.2010 00:51
Власть

Сергей Птичкин: Наша страна, наверное, единственная в мире, где своя авиация есть, а дня ее рождения нет

Сто лет назад зародилась отечественная авиация
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №111 (5190)
Читать на сайте RG.RU

Наша страна, наверное, единственная в мире, где своя авиация есть, а дня ее рождения нет. Ситуацию можно и нужно исправить.

Считается, что первыми авиаторами стали братья Райт, поднявшиеся в воздух на аппарате тяжелее воздуха с двигателем в 1903 году, который и стал точкой отсчета рождения авиации. С 2003 года во всех ведущих странах, начиная с США, пышно отмечались вековые юбилеи национальной авиации. И только в России - полная тишина. Такое впечатление, что либо научно-технический прогресс начала ХХ века обошел нашу страну стороной, либо самолеты возникли сами по себе ниоткуда и неизвестно когда. А ведь это не так!

В 1910 году в Санкт-Петербурге спроектировали и на заводе "Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания" построили первый отечественный типовой самолет, названный "Россия-А". 15 августа того же года "Россия-А" поднялась в воздух с аэродрома в Гатчине и совершила полет продолжительностью 15 минут.

Примечательно, что еще в мае 1910 года прошла первая в России и сразу международная неделя авиации. А в июле состоялся первый полет российского дирижабля "Кречет". Опять же в 1910 году состоялись первые междугородные полеты русских авиаторов по маршруту Гатчина - Царское Село - Гатчина.

Воздушный флот России начинали строить всем миром в буквальном смысле этого слова. Деньги жертвовали и простые крестьяне, и царская семья. Интересный исторический факт. В 1904 году начался сбор средств на строительство кораблей для Военно-морского флота. К 1910 году оставались не истраченными 900 тысяч рублей. И тогда "председатель комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования великий князь Александр Михайлович" обратился к народу с просьбой разрешить потратить 880 тысяч рублей на постройку воздушного флота. Народ дал добро на использование всех девятисот тысяч рублей. Император Николай II, как тогда говорилось, соизволил подписать распоряжение об использовании этих средств на "создание воздушного флота России".

С 1910 года в нашей стране начался настоящий бум воздухоплавания, а в 1912 году появились первые боевые самолеты, то есть состоялось рождение ВВС. Начиная с текущего мая и до августа 2012 года мы можем отмечать столетие зарождения и становления гражданской и боевой авиации России, а также ее авиационной промышленности.

Армия