Сразу четыре гимназии, два лицея и две школы в городе перешли в статус автономных.
Больше всего волнуются родители: останется ли бесплатным среднее образование? Замруководителя департамента образования Новосибирской области Владимир Щукин заверяет, что беспокойство это напрасное: "Существует госстандарт, который никто не отменял. На конкурсной основе можно бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование".
Изменение статуса образовательных учреждений, как поясняют специалисты, дает им финансово-хозяйственную самостоятельность. А это даст возможность улучшить некоторые аспекты школьной жизни.
По словам завуча гимназии N 2 Элины Фоминой, зарплаты учителей вырастут за счет оказания дополнительных услуг. Например, в этом году в гимназии открыли субботнюю школу развития для 4-5-летних детей.
"Сейчас в случае непредвиденной ситуации, - продолжает завуч, - будет проще изыскать средства на ремонт канализации, водопровода или кровли. Школьная столовая получит более качественные продукты. Дело в том, что тендеры на госпоставку выигрывает поставщик, предложивший самую низкую цену. И, как правило, это низкокачественные продукты. А теперь мы сами будем выбирать и поставщиков, и продукты".
Независимо от статуса образовательного учреждения учебный план (перечень предметов, на которые выделено определенное количество часов) должен оставаться единым во всех регионах. "Обучение в этих рамках, - подчеркивает начальник отдела общего образования главного управления образования мэрии Новосибирска Галина Черкасова, - бесплатное. Все, что выведено за учебный план, считается дополнительными платными услугами. В каждой школе свой перечень, который предлагается на добровольной основе. Это может быть дополнительный иностранный язык - китайский, французский, японский. Или что-то другое, например, танцы, карате. Все зависит от того, что захотят родители и дети".
Например, часть родителей гимназии N 2 предложили создать группу "домашнего задания", чтобы дети возвращались домой из школы с уже выученными уроками. Причем подход к ребенку в такой группе должен быть индивидуальным. Кроме этого, при школе планируют создать центр подготовки к ЕГЭ. Элина Фомина комментирует: "Уровень восприятия учеников разный. Кроме того, многие ставят цель - поступить в вуз на бюджет. Поэтому родители платят репетиторам, а дети тратят время на дорогу. Для многих будет удобнее, если такой центр подготовки будет в школе".
Однако с этим не согласна член губернаторского совета по образованию Раиса Салмина. "Подготовку к ЕГЭ, - подчеркивает она, - школа должна вести на бюджетные деньги и при этом не брать дополнительно с родителей. Исключения возможны в особых случаях - например, когда ребенок из-за серьезной продолжительной болезни отстал от программы. Есть опасность того, что в погоне за заработками преподаватели на основных занятиях не станут выкладываться, чтобы создать стимул для прихода учеников на платные дополнительные занятия. Поэтому, если в школе будет действовать центр подготовки к ЕГЭ как дополнительная услуга, она должна быть под серьезным контролем наблюдательного совета, родительского комитета".
При этом возникает вопрос: сможет ли управление образования контролировать этот процесс? В ходе олимпиад, а также аккредитации учебных заведений можно выявить уровень знаний учеников в школе, но не то, каким образом они были получены.