25.05.2010 00:45
Экономика

Франк Шауфф: Россия остается в числе лидеров глобального восстановления

Франк Шауфф: Россия остается в числе лидеров глобального восстановления
Текст:  Александр Саможнев
Российская Бизнес-газета - : №18 (751)
Читать на сайте RG.RU

28 мая в Ростове начнет работу саммит между Россией и ЕС, который определит перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества на ближайшую перспективу. Об инновационной программе "Партнерство для модернизации", которая будет обсуждаться в ходе форума, а также о проблемах иностранного бизнеса в России "РБГ" рассказал генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в РФ Франк Шауфф.

- Что, на ваш взгляд, мешает развитию иностранного бизнеса в России?

- Я не буду оригинален, если назову коррупцию, бюрократию и непрозрачное налогообложение основными препятствиями для развития эффективного сотрудничества европейских и российских участников рынка. Это подтверждается ежегодными опросами компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса. Тем не менее если говорить о ситуации в целом, то за последние годы, на мой взгляд, она улучшилась. Например, меры, предлагаемые правительством РФ по улучшению инвестиционного климата, направлены на сокращение бюрократических процедур в некоторых отраслях экономики, в том числе в строительной отрасли.

Также мы надеемся, что уже принятые государством меры по сокращению проверок контролирующими органами, а также расширение практики электронного документооборота, увеличение срока действия различных регистраций и разрешений, в том числе облегченные процедуры их продления, в конечном итоге приведут к уменьшению количества бюрократических процедур и проверок, что, безусловно, облегчит жизнь бизнесу.

Коррупция до сих пор остается одной из главных проблем для иностранного бизнеса в России. Она всегда возникает там, где государство не очень эффективно. Это явление есть и в ряде европейских стран. Хочу заметить, что, чем больше прозрачна администрация, тем меньше вероятность того, что она пойдет на коррумпированные действия. В этой связи сотрудничество с крупными европейскими корпорациями, для которых публичность - важный инструмент, почти всегда исключает возможность коррупции во взаимоотношениях с чиновниками.

Мы поддерживаем недавно утвержденный Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и надеемся, что эта работа будет продолжена на федеральном уровне, а главное, поддержана в регионах.

Еще одной серьезной преградой является неэффективное функционирование некоторых органов власти, которое проявляется в том числе в сложной системе налогообложения и, в частности, в процедуре возмещения НДС, а также в длительных сроках рассмотрения споров в судах, а впоследствии появляются сложности с исполнением этих решений на практике.

Серьезные сложности для функционирования и развития иностранного бизнеса в Российской Федерации также создает отсутствие необходимой инфраструктуры в регионах, а также ограниченное число регионов с современной и эффективно организованной инфраструктурой, необходимой для производственных и других операций иностранных компаний в России. Эта проблема также требует долгосрочных мер, и ее решение во многом определит развитие иностранного бизнеса в России в перспективе. Интерес европейских инвесторов к региону складывается из многих факторов, включая и географическое положение, и политическое руководство, но состояние инфраструктуры при выборе играет определяющую роль.

- Какие отрасли пострадали в кризис больше других, какие меньше?

- Инвесторы очень внимательно следят за тем, как сказывается мировая финансовая ситуация на рынке России. Кризис увеличил вероятность того, что европейские инвесторы на время изменят свое поведение на рынке. Но даже при этом европейские страны по-прежнему остаются основными инвесторами в российскую экономику.

Настоящим испытанием стал 2009 год для многих отраслей, включая автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов. Согласно публикуемой Ассоциацией европейского бизнеса статистике, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2009 год упали на 49 процентов. Падение продаж отмечалось и в сегменте коммерческого транспорта. Например, сокращение продаж тяжелых грузовиков составило 80 процентов. В то же время в четвертом квартале 2009 года ситуация стала стабилизироваться, что, безусловно, является положительным сигналом.

Финансовый кризис подверг серьезному испытанию и российскую банковскую систему, которая продемонстрировала серьезные недочеты в некоторых стратегических сферах, таких, как прозрачность и управление рисками, приведение в исполнение решений судов, достаточность капитала и политика честной конкуренции.

Одним из самых негативных последствий кризиса стал, несомненно, колоссальный масштаб долгов в секторе недвижимости, которые требуют рефинансирования. И на сегодняшний день продолжает ощущаться острая нехватка долгового финансирования.

В меньшей мере кризис оказал негативное влияние на рынок жилой недвижимости, но с декабря 2009 года эта ситуация уже исправляется.

- Какие барьеры, в том числе визового и административного характера, необходимо устранить для успешной реализации программы "Партнерство для модернизации"?

- "Партнерство для модернизации" - это очень своевременная концепция, и у нее есть большой потенциал. Хотя интеграция европейской экономики с российской началась еще в 90-е годы с рынка потребительских товаров, сейчас на первый план выходит партнерство в процессе модернизации всех отраслей российской экономики в целом.

Например, "Российские железные дороги" закупают поезда производства Германии, что, безусловно, хорошо, но параллельно нужно вкладывать деньги в развитие и самой сети железных дорог, в ее инфраструктуру, в новые технологии, которые уже есть в Европе, но нет пока в России.

Также европейским инвесторам интересны вопросы энергетики. Двусторонний интерес у нас есть и к новейшим источникам энергии. Если рассматривать эффективность российской экономики в отношении использования энергии, этот показатель выглядит достаточно низким.

Например, в ряде европейских стран перспективные источники энергии стали изучаться еще в 70-х годах прошлого века. Поэтому в этом направлении Европейский союз ушел далеко вперед и владеет технологиями, которые позволяют использовать энергию с большей выгодой и эффективностью.

Недостаточно заменить все лампочки накаливания в России на энергосберегающие лампы, необходимо модернизировать технологии, используемые во всех отраслях. И этот процесс может происходить при активном сотрудничестве России и Европейского союза, в том числе и в рамках программы "Партнерство для модернизации".

На наш взгляд, эта программа может помочь интеграции российской и европейской экономик. Думаю, что более эффективного сотрудничества между Россией и Европейским союзом, чем в последние годы, никогда в истории еще не было.

Размер инвестиций европейских участников в российский рынок и качество их взаимодействия с российскими участниками существенно выросли. Россия развивается, и ей нужны новые технологии и оборудование, что, в свою очередь, очень интересно Европе. Думаю, что перспективы расширения сотрудничества России и Европы очевидны.

Хотя нам также очевидно, что российским властям необходимо активизировать усилия, направленные на модернизацию и инновационные проекты, взаимодействие с Европой в научных сферах, использование преимуществ Европы в плане технических регламентов и стандартов.

Как раз вопросы сближения систем технического регулирования, оценки соответствия и сертификации Европейского союза и Российской Федерации остаются важным камнем преткновения на повестке дня.

Кроме того, данная проблема приобрела новый аспект звучания в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, учитывая планы формирования Единого экономического пространства трех стран.

В настоящий момент пока продолжают существовать определенные сложности, вызванные миграционным законодательством Российской Федерации. Они значительно усложняют жизнь высококвалифицированным иностранным сотрудникам компаний, работающих в России. Хотя в этом направлении российским руководством уже предприняты определенные шаги, которые мы, безусловно, приветствуем, в частности, изменения в закон о правовом положении иностранных граждан, касающиеся порядка привлечения высококвалифицированных специалистов вне системы квот.

Это было сделано как раз по поручению президента Дмитрия Медведева для развития инновационных проектов. Мы надеемся, что эти поправки в скором времени вступят в силу.

Также помимо барьеров миграционного законодательства и технического регулирования не могу не остановиться на вопросах, связанных с защитой результатов интеллектуальной собственности в России. Несмотря на то что в последнее время сделано уже немало, включая принятие четвертой части Гражданского кодекса, в каждодневной деятельности иностранные инвесторы сталкиваются с существенными пробелами в российском законодательстве, которые приводят к существованию, например, такого факта, как "патентный рэкет".

Не стоит забывать и об эффективной борьбе с контрафактной продукцией. Хотя доля контрафактной продукции на некоторых товарных рынках снизилась в разы, на других ее доля остается достаточно существенной. Это и рынок химических препаратов для защиты растений, и фармацевтический рынок. Здесь важно понимать, что модернизация и инновации невозможны без интеллектуальной деятельности, результаты которой должны гарантированно и эффективно защищаться государством.

Мы возлагаем большие надежды на практическую реализацию программы "Партнерство для модернизации" и надеемся, что после саммита Россия - Евросоюз, который пройдет в этом месяце в Ростове-на-Дону, стороны уже определятся с расстановкой приоритетов и подготовят начальные конкретные предложения. На мой взгляд, путь к успеху в модернизации - в совместно выстроенной стратегии, направленной на то, чтобы каждый из участников процесса проявлял свои сильные стороны, а общий экономический результат стал бы по-настоящему эффективным для России и Европы.

- Проявляют ли иностранные фирмы интерес к участию в строительстве олимпийских объектов в России?

- В целом, многие иностранные компании внимательно следят за возможностями, открывающимися для них в связи с проведением в Сочи зимней Олимпиады-2014. На данный момент общеизвестно, что компания Volkswagen Group Rus выступила официальным партнером зимней Олимпиады в Сочи-2014. Также компания Siemens планирует внести свой вклад в успешное проведение зимних Олимпийских игр-2014 путем реализации ряда энергетических проектов, в частности, сектор энергетики "Сименс" поставил газовые и паровые турбины на местную теплоэлектростанцию "Сочинская ТЭС", которая будет обеспечивать снабжение электроэнергией и теплом спортсменов и гостей Олимпиады. Но о массовом прямом вовлечении иностранных компаний в подготовку Олимпиады в Сочи говорить пока не приходится.

- Насколько интересен для иностранных инвесторов транспортный проект "Широкая колея"?

- Если речь идет о продлении "широкой" железнодорожной колеи (по российским стандартам) в Европу через Украину и Словакию в Вену, то здесь есть несколько вопросов, которые, с одной стороны, могут представлять интерес для взаимовыгодного сотрудничества, с другой стороны, они, несомненно, представляют определенные трудности.

Подобная железная дорога позволит повысить конкуренто способность железных дорог РФ на европейском транспортном рынке. Возможно, подобное продление "широкой" колеи в Европу позволит создать реальную конкуренцию также с морским транспортом. В то же время надо четко понимать, что это крупнейший проект, требующий полномасштабного строительства, огромных инвестиций и затрат временных и других ресурсов. Это не говоря уже о комплексе организационных и технических проблем, которые, с большой долей вероятности, возникнут при реализации проекта, а также после. Есть вероятность, что при сопоставлении инвестиционной потребности проекта с его окупаемостью и другими факторами, важными для инвесторов, соотношение будет не в пользу последних.

Поэтому неудивительно, что пока данный проект не находится в центре внимания инвесторов. Хотя при определенных благоприятных условиях он, конечно же, может представлять интерес и для европейских компаний, в первую очередь австрийских и словацких.

Фото: РИА Новости

Бизнес