25.05.2010 00:19
Культура

В Москве завершился фестиваль современного танца "Интраданс"

В Москве завершился фестиваль современного танца "Интраданс"
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №111 (5190)
Читать на сайте RG.RU

Равного по масштабу проекта в области современного танца Россия не видела целое десятилетие. Финалом трехлетней работы стали семь постановок европейских хореографов для семи российских трупп. Но фестиваль, призванный придать жизненных сил умирающему в России жанру, смог помочь лишь полным сил лидерам.

Для отечественного современного танца проект, созданный культурными представительствами Франции, Германии, Италии, Великобритании и Португалии при поддержке Евросоюза и под эгидой российского министерства культуры, - это настоящий бросок в темноте. Несмотря на то что все жизнеспособные танцевальные компании привыкли к поддержке международных культурных институций, нередко создают постановки по заказу западных фестивалей и даже регулярно находят способы сотрудничества с зарубежными постановщиками, они не являются значимыми игроками мирового танцевального чемпионата. Более того, отечественный современный танец, двадцать лет назад заявивший о себе как о явлении незаурядном, сегодня переживает не лучшие времена. В первой половине 1990-х казалось, что для расцвета жанра в России не хватает лишь технической виртуозности танцовщиков, способных адекватно воплощать хореографические идеи. Но оказалось, что отшлифованные с помощью западных педагогов тела теперь не находят людей, которые наполнили бы их смыслом.

Гуманитарная помощь отечественному современному танцу вновь пришла из Евросоюза. Три года назад там родилась идея проекта, объединяющего усилия западных постановщиков и российских исполнителей. Два года ушло на то, чтобы отобрать его участников: с европейской стороны заявки подали 101 хореограф, с нашей - 35 театров танца, а в сентябре прошлого года было объявлено по семь финалистов с обеих сторон.

Для отечественных наблюдателей выбор компаний оказался неочевидным. Наряду с "Провинциальными танцами" из Екатеринбурга и Челябинским театром современного танца - безусловными лидерами процесса и уже заявившими о себе московско-челябинским LIQUID theatre и "Диалог дансом" из Костромы выбор европейских отборщиков пал на казанский Камерный балет "Пантера", "Проект Миграция" из Кирова и питерский Ёd physical theatre. Столь же разношерстной оказалась и компания постановщиков, объединившая воспитанника берлинской Школы драмы Эрнста Буша Кристофера Винклера, выпускницу бежаровской "Мудра" Карин Понтьес, португальца Виктора Хьюго Понтеша, имеющего университетский диплом по специальности "изящные искусства и живопись", и Ури Ивги, учившегося в школе Kibbutz Dance Company.

Европейский современный танец вообще бескорыстно использует все таланты постановщиков и исполнителей, легко смешивая брейк с видео, слово - с хип-хопом. Но это же разнообразие опыта стало камнем преткновения для многих участников нынешнего проекта. Так увязли в поисках общего языка француз Рашид Урамдан, чье депрессивное погружение в прошлое не нашло отклика в кировских артистах, и Виктор Хьюго Понтеш, не справившийся с оригинальным стилем LIQUID theatre. Зато общим ощущением формы выделился "Мирлифлор" бельгийки Карин Понтьес с костромичами.

"Песня не про любовь" Ури Ивги и Йохана Гребена для "Провинциальных танцев" поставила вопрос о соотношении правильного соединения труппы и постановщиков в успехе спектакля. Дуэт хореографов, имеющих в послужном списке работы для лучших европейских трупп, в сотрудничестве с лидером отечественного современного танца представили спектакль, который не нуждается в скидках на экспериментальные условия.

Почерк постановщиков "Песни" отличается от стиля руководителя "Провинциалов" Татьяны Багановой, чьи спектакли по-женски изысканны, даже эстетски, хотя скроены по-мужски смело и энергично. "Песня не про любовь" Ури Ивги и Йохана Гребена на их фоне вызывающе агрессивна, исступленна и обезличена. Этот танцевальный эквивалент оруэлловского романа о сбившейся в кучу серой массе танцовщики (среди которых вернувшаяся на сцену Баганова) наполняют собственной сокрушительной силой. Расширить представления о возможностях "Провинциальных танцев" новому фестивалю удалось.

Остается открытым лишь вопрос о том, придаст ли он энергии менее жизнеспособным коллективам.

Театр