25.05.2010 12:30
Общество

ВЦИОМ: российские предприниматели успешно справляются с кризисом

Российские предприниматели смогли достаточно успешно противостоять кризису
Текст:  Екатерина Добрынина
Читать на сайте RG.RU

Есть в России такая профессия: кризис переживать. Возникла в ходе эволюции постсоветской экономики, причем постоянно развивается и совершенствуется.

По части преодоления "неблагоприятных внешних условий" наши бизнесмены если не впереди планеты всей, то уж точно - не в последних рядах мирового сообщества.

Социологи ВЦИОМ поинтересовались у российских предпринимателей, как они умудряются выжить во времена дефолтов и прочих бизнес-невзгод и добиваются победы в неравной борьбе с рыночной стихией или административным нажимом.  А также выяснили у "людей дела", кого и что в первую очередь они относят к числу "вероятных противников" в подобной битве.

В опросе участвовали 1200 бизнесменов, представлявших крупные, средние и малые предприятия в трех макроотраслях (промышленность и строительство, транспорт и связь, обслуживание и торговля) 40 регионов РФ.

Как показали итоги этого опроса, кризис в очередной раз доказал, что наших бизнесменов перетравить можно "разве что дустом". Российские предприятия в этот малоприятный для них период смогли не только защититься, но и проявить волю к развитию.

Да, 86% предприятий, как сказали респонденты социологам, вынуждены были предпринять меры по сокращению издержек (обошлось без этого лишь каждое десятое предприятие - 11%). При этом 70% проявили гибкость и стали осваивать новую продукцию, технологию и виды деятельности. 66% нашли выход на новые рынки сбыта.

57% - приобрели новое оборудование и модернизировали производство.  53% провели ремонт и реконструкцию имеющихся у них помещений. 44% работали с поставщиками и покупателями в кредит, чтобы не останавливать производство. 34% сделали ставку на государство и трудились по госзаказам. Каждое пятое предприятие строило в период кризиса новые здания (правда, 77% этого не делали).

18% исхитрились привлечь иностранные инвестиции. А 16% даже смогли увеличить численность сотрудников более чем на 10%. Однако  81% этим похвастаться не смогли, так что исключения скорее подтвердили правило.

Опрос социологи проводили в три так называемых "волны" - в спокойном и "тучном" 2007-ом, на пике кризиса и в конце 2009-го (анализ данных завершился уже сейчас). И выявили тенденцию: если в последний докризисный год самыми серьезными проблемами предприниматели считали обеспечение самого процесса производства (говорили о недостатке квалифицированных кадров и о росте цен 60 и 52% соответственно), то сейчас самое сложное - взаимодействие бизнеса с властью. После массовых сокращений кадровый голод утих, инфляция тоже отошла на второй план. А вот на коррупцию и высокие административные барьеры жалуются сейчас 62 и 53% бизнесменов. В 2007 году об этом сказали социологам соответственно 43 и 42% опрошенных предпринимателей. Почувствуйте разницу. У взяточников явно есть собственные проверенные антикризисные рецепты. Эффективные, аж жуть.

Ровно столько же бизнесменов, как и в прежние годы, сетуют на недобросовестных конкурентов - 29%. А вот неэффективная судебная система стала упоминаться в их жалобах в полтора раза чаще: 24% вместо 16% в 2007-ом. Сложнее стал доступ к внешнему финансированию, почти вдвое сильнее чувствуется "политическая неопределенность" (13% вместо прежних 7%). Более чем у каждого третьего (а не у каждого четвертого, как прежде) нарекания вызывает "недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав".

Что же касается простых граждан, для которых предыдущие опрошенные проходят под общим названием "работодатели", то они, естественно, на кризис имеют собственные взгляды.

По данным того же ВЦИОМ, половина из них обсуждает "на кухне" тему безработицы и сильно боится потерять свое рабочее место. Особенно сильно страшатся этого служащие без высшего образования (57%), малообеспеченные люди (61%).

Зато сами бизнесмены, а также госслужащие и квалифицированные работники  предпочитают подобные скользкие темы даже в ближнем кругу не затрагивать. Если в среднем по стране лишь 11% стараются "не будить лихо, пока спит тихо", то среди этих категорий граждан "отказников" набралось 16-17%, а среди состоятельных россиян - целых 23%.

Количество тех, кто уверен: даже на уровне бытовых разговоров тема трудоустройства их не волнует, с осени прошлого года не изменилась: 31-33%. Спокойнее прочих в данном случае военнослужащие (50%) и обеспеченные люди (43%).

Социология Бизнес