Ухабы на дорогах - прямое следствие дыр в городских бюджетах. По мнению властей на местах, состояние дорожного покрытия можно поправить, если оставлять транспортный налог там, где он был собран.
Самарская область
В регионе в очередной раз предложена идея перераспределения транспортного налога. На этот раз власти губернской столицы обратились к руководству области с предложением оставлять городу до 50 процентов налога с владельцев авто. В конце прошлого года тольяттинские парламентарии выступали с еще более радикальным предложением - перераспределить в пользу муниципальной казны до 70 процентов собранных средств.
Ситуация с плохими дорогами характерна не только для крупных мегаполисов. Не так давно житель села Винно-Банново Кинель-Черкасского района подал иск в суд, чтобы добиться строительства дороги протяженностью 12 километров до своего села. Суд обязал власти провести шоссе до населенного пункта, в который сейчас можно проехать только летом в сухую погоду, да и то на внедорожнике. Правда, когда именно ухабы и холмы превратятся в асфальтовое полотно, не известно. Полномочия местных властей по содержанию и благоустройству поселений слабо подкреплены финансово.
Транспортный налог, который, по мнению властей на местах, логично было бы оставлять муниципальным образованиям, целиком уходит в казну региона.
За 2009 год жители Самары должны уплатить более 913 миллионов рублей, это немногим менее половины транспортного налога, начисленного во всей области. Если оставить 50 процентов этой суммы городу, то, по подсчетам мэрии, 450 миллионов рублей можно было бы вложить в развитие и поддержание дорожной инфраструктуры. Сегодня в капитальном ремонте нуждаются до 80 процентов городских магистралей. Однако параметры бюджета-2010 позволили выделить на дороги областного центра сумму почти в два раза меньше.
Правда, по мнению чиновников областного уровня, анализ финансирования за два предыдущих года показывает: на развитие дорог Самары из губернской казны было выделено почти 3,6 миллиарда рублей. Причем за это время в городе было собрано лишь 1,2 миллиарда рублей транспортного налога. Область реконструировала пять основных магистралей и взяла на себя их содержание.
Но если Самару нельзя назвать брошенной один на один с вечной российской бедой, этого не скажешь о других муниципалитетах. В столице региона важны все 1112 километров городских трас, а в селе Винно-Банново еще более жизненно необходимы единственные 12. Но пока в местной казне остаются только налоги на зарплату, землю и имущество, ездить приходится по пыльным грунтовкам.
Саратовская область
Впервые в этом году в регионе часть доходов, получаемых от транспортного налога, передается муниципалитетам. Такое решение в конце минувшего года приняли депутаты областной думы, установив норматив отчисления в муниципальный бюджет - 25 процентов. Раньше все доходы полностью уходили в региональную казну.
- Решение о передаче части транспортного налога муниципалитетам правильное и давно назревшее, - сказал корреспонденту "РГ" председатель городского комитета дорожного хозяйства Валерий Данилин. - Эти средства должны идти на ремонт и содержание городской дорожной сети. Кстати, такого же мнения придерживаются и большинство автовладельцев.
Как сообщил Данилин, всего муниципальный бюджет за счет доходов от транспортного налога получит 104 миллиона рублей. Большая часть этих средств пойдет на приобретение специальной техники: самосвалов, двух снегоплавильных машин, а также уборочной техники, которую можно использовать и летом, и зимой. Часть средств запланировано потратить на содержание дорог: уборку от снега и мусора, а также текущий ремонт.
Кроме того, благодаря дополнительным поступлениям в бюджет в Саратове намереваются в будущем зимнем сезоне начать обрабатывать дороги не пескосоляной смесью, которая загрязняет город, а специальными реагентами. По словам председателя дорожного комитета, приобретя в этом году необходимую технику, в дальнейшем муниципалитет сможет тратить доходы от транспортного налога на ремонт магистралей.
Всего муниципалитетам Саратовской области в результате нового распределения транспортного налога будет передано около 225 миллионов рублей.
Ульяновская область
Транспортный налог, который перечисляется в бюджеты регионов РФ, мог бы стать составляющей частью дорожного фонда. Такое предложение было высказано во время проведения Дней Ульяновской области в Совете Федерации РФ.
- Сегодня нет возможности реализовывать долгосрочные программы развития дорожной сети из-за того, что объемы ее финансирования ежегодно пересматриваются, - заявил первый заместитель председателя правительства региона Вильдан Зиннуров. - Нет закрепленных источников поступления средств на автомобильные дороги, отсутствует минимальное финансовое обеспечение их содержания и ремонта, а потому невозможно гарантировать и безопасность перевозок,
По словам Зиннурова, чтобы исправить ситуацию, нужно определить источники формирования региональных дорожных фондов. Ими могут стать транспортный налог с организаций и физических лиц, который перечисляется в региональный бюджет, акцизы на нефтепродукты и автомобильные шины, часть налога на прибыль организаций, плата за использование крупнотоннажных автомобилей. Дополнительным источником финансирования дорожного строительства может также стать перераспределение в региональные дорожные фонды двух процентов налога на добавленную стоимость. Это тоже позволит субсидировать муниципальные образования.
- Если использовать все вышеуказанные источники, объем средств, направляемых на дорожные работы в Ульяновской области, мог бы составить не менее 1,6 миллиарда рублей, - подчеркнул Зиннуров. - Это позволило бы поэтапно перейти на нормативное финансирование дорожных работ.
Предложения ульяновцев направили на рассмотрение в правительство РФ.