25.05.2010 00:40
Власть

Владельцам шахт будут предъявляться более строгие требования по дегазации всех подземных участков угольных пластов

Угольным генералам придется забыть о "простом проветривании"
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №111 (5190)
Читать на сайте RG.RU

Владельцам шахт будут предъявляться более строгие требования по дегазации всех подземных участков угольных пластов, куда приходят работать люди.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который направлен на повышение эффективности организации производственного процесса на предприятиях угольной промышленности и безопасности шахтерского труда. Возможно, эта инициатива, с которой выступили члены Совета Федерации и думские "единороссы", не вышла бы за рамки отраслевого законодательства и не привлекла бы столь пристального внимания общественности, если бы не трагедии на российских шахтах, которые в последние годы потрясают страну. К работе над законопроектом сенаторы и депутаты приступили почти три года назад, когда убедились, что приказы Ростехнадзора об обязательной дегазации, изданные после аварий на шахтах "Ульяновская" и "Юбилейная", унесших жизни 149 человек, оказались малоэффективными. Угольным "генералам", по словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергея Шатирова, представляющего в верхней палате Кемеровскую область, удалось найти "циничную, преступную лазейку" в правилах безопасности угольной промышленности", позволяющую дегазацию заменить простым проветриванием.

Как пояснил Шатиров, "везде, где бы ни происходили аварии, причина одна: наличие газа метана во взрывоопасной концентрации в рудничной атмосфере". Согласно действующей методике, метан нужно убрать методом дегазации, если его природное содержание превышает 9 куб. метров на 1 тонну угля. "Методика говорит: убери газ, дегазируй, а правила говорят: если по расчету можешь дать с поверхности столько воздуха, сколько нужно, чтобы разбавить газ до взрывобезопасного уровня, тогда можешь обойтись проветриванием, выбирай то или другое".

Естественно, чаще выбиралось более "простое" взрывоопасное решение. Хотя, по словам Шатирова, "методы и способы дегазации разработаны, оборудование имеется, они доступны сегодня каждому предприятию, каждой шахте".

Чтобы устранить эту нормативную "двойственность", парламентарии и предложили в 2008 году поправки в Закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и Закон "О недрах". Однако у правительства, которое в целом поддержало благие намерения сенаторов и депутатов, нашлось несколько замечаний к тексту документа, и он был отправлен на доработку. Авария на шахте "Распадская" заставила авторов и Госдуму поспешить с новой редакцией поправок. В законопроекте, принятом Думой, определяется тот "порог опасности", когда дегазация обязательна. Условия проведения дегазации угольных шахт, с учетом предельно допустимых норм газоносности угольных пластов и норм концентрации взрывоопасных газов в рудничной атмосфере при осуществлении горных работ по добыче угля подземным способом, устанавливаются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере промышленной безопасности.

Конечно, собственникам, которые получают в эксплуатацию участки недр, где находятся угольные пласты с повышенным содержанием метана, придется нести затраты. Но, как заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, "экономить на безопасности людей недопустимо". "Также недопустимо, - считает он, - ставить работников в такие условия, когда ради заработка они вынуждены рисковать своей жизнью".

По мнению первого вице-спикера нижней палаты парламента Олега Морозова, "законодательное стимулирование работ по добыче, утилизации и комплексному использованию газа метана крайне актуально" по нескольким причинам. "Прежде всего это обеспечение безопасности труда горняков путем дегазации шахт и, следовательно, сбережение самого дорогого - человеческих жизней", - заметил Морозов. Во-вторых, закон даст импульс внедрению технологий по переработке метана на предприятиях угольной промышленности, перейти от опытно-промышленных работ к полновесной добыче и утилизации шахтного метана. В результате "энергетика страны получит высококачественный и экологически чистый энергоноситель, а предприятия промышленности полновесное сырье для производства метанола, бензина, аммиака, дизельного топлива". К тому же комплексное освоение угольных месторождений позволит устранить вредное воздействие горных предприятий на окружающую среду. "Образно говоря, - заключил Олег Морозов, - законопроект нацеливает на преобразование взрывоопасного и высокотоксичного газа-убийцы в доброго, могучего и экономически полезного джинна".

Госуправление Ресурсы