Елена Скрынник уже больше года занимает пост министра сельского хозяйства. За это время сформировались новые подходы к управлению отраслью в целом и такой важной частностью, как средства бюджетной поддержки. О том, каких результатов уже удалось добиться, и о некоторых новшествах, которые еще только внедряются в управление АПК, Елена Скрынник рассказала корреспонденту "Российской газеты".
Елена Борисовна, вы как-то сказали, что в основу деятельности министерства закладываете принцип "эффективность, прозрачность, адресность". Насколько удалось реализовать его?
Государственная поддержка сельского хозяйства уже достигла весомых цифр. В 2009 году из федерального бюджета на эти цели было выделено 190 миллиардов рублей. Что позволило в сложной экономической ситуации добиться роста производства сельскохозяйственной продукции на 1,2 процента, оно достигло 2,6 триллиона рублей. За два года этот основной показатель государственной программы развития сельского хозяйства перевыполнен на 4,3 процентного пункта. Это и есть ощутимый результат эффективного, прозрачного и адресного расходования государственных денег.
С тем, что их нужно расходовать именно так, никто никогда не спорил. Но мы с первых дней работы реализуем системный подход к выполнению этой задачи. И тут я хочу поблагодарить за поддержку первого заместителя председателя правительства Виктора Алексеевича Зубкова.
В министерстве сельского хозяйства впервые был создан реестр всех получателей бюджетных средств и разработаны критерии оценки результатов использования средств федерального бюджета. Это позволяет нам давать объективную оценку тому, как региональные власти распоряжаются финансовыми ресурсами, полученными от минсельхоза.
Но ведь в прошлом году, насколько известно, не все показатели госпрограммы были выполнены. Как, с точки зрения основополагающего принципа, можно объяснить этот факт?
Невыполнение некоторых показателей было обусловлено неблагоприятной ценовой конъюнктурой на мировом и внутреннем рынках в отношении основных видов сельхозпродукции - зерновых и молока. Это повлекло за собой снижение рентабельности производства и сокращение объемов инвестиций в отрасль.
При этом нужно иметь в виду, что выполнение целевых показателей госпрограммы - это совокупность выполнения субъектами Федерации обязательств, которые они взяли на себя в подписанных ими соглашениях с минсельхозом до 2012 года. Давайте посмотрим, как они справились с этой задачей в прошлом году. Из восьмидесяти регионов сорок выполнили и перевыполнили свои обязательства по производству мяса. Среди них мне особенно хочется отметить Белгородскую, Новгородскую, Ростовскую области.
Увеличили производство, но не выполнили обязательства 30 субъектов. Снизили производство в 10 регионах, в том числе в Вологодской, Костромской, Смоленской областях.
Производство молока снизилось в 32 регионах страны, в том числе в Московской и Пензенской областях, Республике Марий Эл.
Это, конечно, плохо. Но мы, как видите, уже располагаем информацией о ситуации, потому что ввели практику подготовки субъектами Федерации "паспортов регионов" - отчетных документов по реализации госпрограммы. И уже в этом году, возможно, прибегнем к перераспределению бюджетной поддержки от тех, кто не способен добиться отдачи от использования господдержки, к тем, кто работает результативно.
Кроме того, министерство сельского хозяйства внесло в правительство предложение включить в перечень критериев оценки эффективности деятельности руководителей регионов показатели по производству продукции сельского хозяйства, в том числе мяса, молока и социальному развитию села.
Как сказался рост производства сельскохозяйственного сырья на состоянии отечественного рынка продовольствия?
В 2009 году, как известно, были приняты эффективные меры таможенно-тарифного регулирования - сокращена квота на ввоз мяса птицы, повышена пошлина на внеквотную свинину. В сочетании с ростом производства отечественного мяса это привело к сокращению импорта на 25 процентов - до 2,5 миллиона тонн. Это 28 процентов нашего рынка.
Хочу обратить внимание, что тенденцию к импортозамещению определяет опережающее развитие в ряде регионов страны. В Белгородской области производят в 4 раза больше мясной продукции, чем потребляют. В Липецкой области - в 1,7 раза.
А что на молочном рынке?
Молоком отечественного производства страна обеспечена на 83 процента. В Доктрине продовольственной безопасности пороговое значение выше - 90 процентов. Проблема этой отрасли, существовавшая годами, - несправедливое распределение дохода в цепочке "производитель сырья - перерабатывающее предприятие - торговля".
Совместно с Национальным союзом производителей молока мы выступили с инициативой подписания соглашения о фиксировании минимальной закупочной цены на уровне 11 рублей за килограмм между производителями молочного сырья и переработчиками. К соглашению уже подключились более 50 регионов. Считаю, что соглашение позволит добиться более справедливого распределения доходов между звеньями товаропроводящей цепочки.
Хочу обратить внимание: в самых "молочных" регионах производство этого продукта существенно превышает потребление. Например, в Республике Мордовия - в 1,8 раза, в Алтайском крае и Вологодской области - в 1,7 раза. Именно на базе этих субъектов Федерации будет решена задача импортозамещения на молочном рынке.
Таможенно-тарифное регулирование затронуло и рынок сахара, введены сезонные - повышенные - пошлины на тростниковый сырец, которые должны были повысить конкурентоспособность отечественного свекловичного продукта. Каков результат?
Уже в этом году бизнес расширил посевные площади под сахарной свеклой на 24 процента. Бесспорный рост говорит сам за себя. При этом рентабельность производства - более 25 процентов.
Что, однако, не означает, что в этой сфере нет проблем. У нас устаревшие перерабатывающие мощности, причем они не всегда удачно распределены по территории страны. Например, в Ставропольском крае, который мог бы существенно нарастить производство сахара, лишь один перерабатывающий завод.
Кроме того, подавляющее большинство полей сахарной свеклы засевается импортными семенами. А это не позволяет говорить о подлинной независимости в этом секторе рынка даже в условиях растущего производства товарной продукции.
Министерством сельского хозяйства принята и реализуется программа "Развитие свеклосахарного подкомплекса до 2012 года". Она как раз и предусматривает строительство и модернизацию перерабатывающих мощностей, развитие семеноводства.
Ситуация на рынке зерна в целом известна: зерновых много, не всегда удается выгодно продать пшеницу, правительство поддерживает производителей на интервенционных торгах. А что в перспективе?
Министерство сельского хозяйства подходит к решению этой задачи комплексно. С одной стороны, для стабилизации ситуации на рынке зерна министерством подготовлена Концепция развития логистической инфраструктуры зернового рынка. Повышены прозрачность и конкурентность биржевых торгов по закупкам зерна в интервенционный фонд. В результате рентабельность продаж в него составляет 10 процентов. Цены на зерновом рынке стабилизировались.
Зерно второй год остается стратегическим экспортным товаром с потенциалом 20-23 миллиона тонн. Это позитивный факт.
С другой стороны, мы нацеливаем регионы на то, что внутреннее потребление зерна должно увеличиваться за счет развития животноводства. Мы рекомендовали субъектам пересмотреть структуру посевных площадей. В результате кормовых культур уже в этом году посеяно на 22 процента больше, чем в прошлом.
Вы несколько раз говорили о том, что министерство сельского хозяйства разрабатывает информационно-аналити ческую систему, которая позволит мониторить ситуацию на региональных рынках продовольствия по всей стране и не допускать локального перепроизводства. Как продвигается эта работа?
Одна из основных задач, которые мы ставим перед собой и отраслью, - производить продукцию, востребованную на рынке. Не зерно вообще, а столько, сколько можно продать, и такого качества, как требует покупатель. А также привлекать инвестиции в те отрасли, где требуется импортозамещение.
Для этого мы, с одной стороны, создали реестр инвестиционных проектов. А, с другой стороны, утвердили прогнозные балансы по мясу, молоку, зерну, сахару. В этих документах четко показано, каковы потребности страны в том или ином виде продукции, сколько из этого количества произведут отечественные производители, сколько продадут на экспорт и сколько будет завезено по импорту. Сейчас аналогичные балансы разрабатывают в регионах.
Вскоре эта работа будет автоматизирована. Причем система государственного информационного обеспечения будет выполнять не только информационно-аналитические функции, но и прогнозные, и контрольные. В ней будет несколько основных блоков: по мониторингу ситуации на региональных рынках сырья и продовольствия, прогнозные балансы, информация о стандартах, реестры бюджетополучателей, инвестиционных проектов и федеральной собственности.
Отдельный блок - система дистанционного зондирования земли и прогнозирования урожая с использованием спутниковой группировки. Сейчас мы вынуждены пользоваться прогнозами, полученными в том числе из других стран. Введение в действие этой системы позволит оперативно принимать управленческие решения на всех уровнях государственной власти и поможет бизнесу планировать свою работу.
Елена Борисовна, насколько кризис сказался на сельском хозяйстве?
В прошлом году было введено 250 новых животноводческих объектов - молочных ферм и откормочных комплексов. В результате производство мяса выросло значительно - на 6,6 процента. Рост в молочном производстве скромнее - 0,7 процента. Наибольшие темпы роста показали Новгородская область - 46 процентов, Белгородская область - 24 процента, Калининградская область - 14 процентов.
Благодаря системным мерам государственной поддержки удалось сохранить стабильные цены на основные виды продовольствия. Но при этом из-за падения мировых цен на сельскохозяйственную продукцию - зерновые, молоко - в экономике отрасли произошли негативные изменения. Уровень рентабельности снизился с 15 процентов в 2008 году до 10 процентов в 2009 году. Это требует дополнительных усилий по повышению эффективности управления сельскохозяйственным производством и использованию бюджетных средств.
Позволяют ли объемы государственной поддержки сельского хозяйства, запланированные на 2010 год, сохранить тенденцию к росту производства в отрасли?
Убеждена, что положительная динамика развития в отрасли будет сохраняться. По данным Росстата, только за первые 3 месяца производство птицы выросло на 14,6%, свиней - на 10,4%, молока - на 0,9% к соответствующему периоду 2009 года.
Объем субсидирования процентных ставок по кредитам увеличен в 2010 году на 30 процентов - до 80 миллиардов рублей. Мы не только продолжим финансирование уже действующих инвестиционных проектов, но и начнем финансирование новых. Их в мясном и молочном животноводстве будет более 220, объем кредитования составит 230 миллиардов рублей. Это позволит на 5 процентов увеличить производство мяса и на 1,3 процента - производство молока.
Подготовил Михаил Чкаников
Досье
Скрынник Елена Борисовна.
В 1992 г. окончила Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по специальности "управленческие кадры". Имеет ученую степень кандидата экономических наук.
С 1994 г. Елена Скрынник работает в сфере финансовой аренды (лизинга), являлась инициатором создания лизинговой отрасли в России. В декабре 2001 года Елена Скрынник назначена Генеральным директором государственной агропромышленной лизинговой компании ОАО "Росагролизинг".
За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу Елена Скрынник награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
12 марта 2009 года была назначена министром сельского хозяйства РФ.
Владимир Путин, Председатель Правительства РФ:
- В последние годы отрасль развивается хорошими темпами. Более 75% рынка закрываем собственным товаром. Но пока почти 25% закупаем по импорту. Это еще очень много. Но в целом импортозамещение выполняется неплохо. Надеюсь, и на результат государственной поддержки: выделение долгосрочных инвестиционных кредитов на строительство комплексов, субсидирование ставки по получаемым кредитам.
Кстати
С этого года в мясном и молочном животноводстве будет профинансировано более 220 новых инвестиционных проектов. Объем кредитования составит 230 миллиардов рублей
Важно
В пятерке лидеров роста по производству продукции сельского хозяйства на начало 2010 года, по данным минрегиона, оказались Астраханская область, Алтайский край, Омская область, Новгородская и Калининградская области
В тему
В прошлом году, по данным Росстата, в хозяйствах всех категорий производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 9,9 миллиона тонн (106,6% к уровню 2008 г.), молока - 32,6 миллиона тонн (100,7%), яиц - 39,4 миллиарда штук (103,4%)