26.05.2010 00:40
Экономика

Правительство рассчитывает заработать на любительской рыбалке

Правительство рассчитывает заработать на любительской рыбалке
Текст:  Мария Жебит Михаил Чкаников
Российская газета - Федеральный выпуск: №112 (5191)
Читать на сайте RG.RU

Человек с удочкой становится важной персоной в нашем государстве. Создать разветвленную сеть культурных рыболовных хозяйств призвал вчера первый вице-премьер Виктор Зубков на заседании правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу. На таком высоком уровне любительская рыбалка официально обсуждается, мягко говоря, не часто.

И, возможно, зря. Эксперты говорят, что культурное озеро, на котором организована платная рыбалка, дает 30 рабочих мест, а то и больше. Примерно столько же, сколько среднее рыболовецкое судно, которое добывает в море тысячи тонн рыбы. Из пруда за лето рыбаки выуживают тонн 50, едва ли больше. Зато "прудовые" налоги и прочие платежи, в отличие от морских, могут поступать в бюджеты практически всех регионов и муниципалитетов. И "наделать" платных озер в нашей стране куда проще и дешевле, чем сейнеров и траулеров. "Для организации спортивно-любительского рыболовства больше других подходят как раз самые депрессивные районы, которые есть в каждой области", - считает руководитель Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Сергей Муравьев. На его "территории" такие "рыбацкие Мекки", как Карелия, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Вологодская области. В которых полно мест, где сегодня налоги платить просто некому. И едва ли получится быстрее организовать какой-либо другой бизнес, чем рыболовно-любительский.

Пока мест для организованной рыбалки в России не так много.

По оценкам участников этого рынка - около четырех сотен компаний на всю страну предоставляет такую услугу. Причем порядка 200 работают в Подмосковье. Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний сообщил журналистам, что в Астраханской области уже работают 215 рыболовно-спортивных баз, которые за прошлый год приняли 2,8 миллиона туристов. В этом бизнесе в регионе занято 15 тысяч человек. А на заседании правительственной комиссии он привел такие цифры: в 54 субъектах Российской Федерации сформировано около 6,5 тысячи рыбопромысловых участков для спортивно-любительской рыбалки. Наибольшее их количество в Томской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Саха (Якутия) и в Красноярском крае. При этом в 34 субъектах Федерации перечни участков либо еще не разработаны, либо находятся в стадии согласования. Но уже скоро реально существующих платных водоемов может стать гораздо больше. Только на северо-западе страны до конца года будут проведены конкурсы примерно на 600 "рыбопромысловых участков для организации спортивно-любительского рыболовства".

Правила конкурсов могут отличаться в зависимости от особенностей региона. Например, в одной из областей, входящих в Московско-Окское теруправление Росрыболовства, поучаствовать в конкурсе на участок "под рыбалку" на 20 лет может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, доказавший, что он не банкрот, не ликвидирован, исправно платит налоги и сборы, к тому же суд не выносил решение о расторжении с ним договора о предоставлении рыбопромыслового участка в последние два года. К тому же, коротко говоря, участник конкурса не может претендовать на участок, если у него их и так уже больше 35 процентов на территории одного муниципального образования.

Существуют четкие критерии оценки заявок участников конкурса. Среди тех, кто уже работает в этом бизнесе, побеждает тот, кто в прошлые годы выписал больше путевок (разовых лицензий) гражданам, кто создал более мощную инфраструктуру на водоеме и больше рабочих мест.

Новички соревнуются в размерах платы за участок (она поступает в бюджет области), в размахе планов по созданию инфраструктуры и в предполагаемом количестве рабочих мест. Причем рабочие места в обоих случаях учитываются только те, которые занимают жители данного региона.

Конечно, для Росрыболовства приоритетом остается промысловая добыча рыбы. Однако в пресных водах счет пока не в пользу промысловиков. Официальные цифры добычи очень низкие. В реальности они гораздо выше, это все понимают. Но к каждой артели инспектора не приставишь. К тому же, по признанию Андрея Крайнего, на многих внутренних водоемах нет смысла развивать промышленное рыболовство - затраты огромные, а результат близок к нулю. Вот тут и должны появиться культурные предприятия по организации рыбалки. Андрей Крайний верит, что они будут платить и ссылается на США, где поступления в бюджеты от спортивного рыболовства в четыре раза больше, чем от промышленного.

Помимо прочего, на правительственной комиссии по рыбохозяйственному комплексу случилось разногласие. Росрыболовство предлагало ограничить количество рыбы, которое может выловить рыболов-спортсмен. Мотивировали рыбные чиновники тем, что некоторые браконьеры, прикрываясь отсутствием такого ограничения, уходят от возмездия. Выглядит это так: в лодке две тонны рыбы, а поверх лежит удочка. И ничего поделать с таким рыбаком нельзя.

Однако Виктор Зубков рекомендовал пока не ограничивать любителей определенным количеством хвостов или килограммов. Во-первых, по словам первого вице-премьера, "ресурсная база используется не в полном объеме". Во-вторых, для семей с невысоким доходом рыба - основной источник питания. Поэтому законодательство предусматривает ряд других механизмов регулирования - сроки промысла, применяемые орудия. К примеру, можно запретить использовать сети и другие способы массового лова. "Лов рыбы на удочку можно оставить без ограничений, - считает Зубков, - большого урона запасам это не нанесет".

Ресурсы