26.05.2010 00:30
Экономика

Сергей Лисовский: Агрохолдинги оценят эффективность закона о торговле только через год

Агрохолдинги оценят эффективность закона о торговле только через год
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Экономика: Аграрно-промышленный комплекс №112 (5191)
Читать на сайте RG.RU

Прошло уже почти четыре месяца, как вступил в силу закон о торговле, а вопросов как у поставщиков сельхозпродукции, так и у ритейла меньше не становится. Будут ли внесены поправки в этот закон? Когда начнут снижаться розничные цены на продукцию? Об этом и не только мы решили узнать у заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергея Лисовского.

- Закон о торговле в той редакции, в которой он принят, считаете победой?

- Мы ни с кем не боролись. Но тенденции в отечественном законотворчестве действительно меняются, в том смысле, что сейчас принимаются законы и в интересах страны.

Дело в том, что государство пересмотрело определенные тенденции в развитии торговой сферы. В результате интересы торговли решительно разошлись с интересами населения. Отсюда и противостояние торговых сетей и общества. Но самое главное - смещаются акценты в мотивации экономической деятельности ритейла. До принятия закона ритейл, обладающий монополией на рынке, был заинтересован в увеличении розничной цены. Это необходимо было для того, чтобы максимально "отжать" производителя, которому приходилось в ущерб качеству продукции упрощать технологии, поскольку другого способа сохранить рентабельность в сложившейся ситуации не существовало.

Практически все наши крупные агрохолдинги уже применяют новейшие технологии, поэтому добиться снижения себестоимости за счет повышения эффективности производства невозможно! Но теперь, как мы надеемся, все будет иначе. Например, как в Европе, где доход торговых сетей напрямую зависит от качества продукции, где при равной цене покупатель идет в тот магазин, который предлагает более качественный товар. А это уже принципиально иная экономическая ситуация.

- Закон о торговле не только принят, но уже и несколько месяцев как вступил в силу. Какие, по вашему мнению, необходимо внести поправки в закон?

Во-первых, законом определен шестимесячный переходный период. Во-вторых, сейчас сетевики пытаются найти обходные пути. В-третьих, они хотят внести свои поправки, показав, что в этом полугодовом переходном периоде закон не работал, а значит, можно изменить его. В-четвертых, представители крупных сетевых компаний пытаются заблокировать поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые внесли совместно антимонопольная служба, Совет Федерации и Государственная Дума (то есть закон-то принят, а санкций за нарушения пока нет). Мы предложили свои поправки: ввести штрафы от оборота продукции - чем больше сеть, тем больше она платит за нарушения. На наш взгляд, тогда сетям будет невыгодно нарушать закон. А сети предложили штраф от 100 до 300 тысяч рублей. Это ничтожная сумма для крупных торговцев, ведь от среднего производителя России большая сеть в виде бонуса получает десятки миллионов рублей. Что для нее несколько сотен тысяч рублей? Мелким сетям это, конечно, создаст серьезные проблемы. Поэтому надо уравнять их. Мы сейчас анализируем практику заключения новых договоров и с апреля начали вносить свои поправки.

- Стоит ли ждать быстрых результатов от этого закона? Когда он реально начнет работать?

От закона о торговле нельзя ждать быстрых результатов, потому что он глобальный, он регулирует экономические основы. Он заработает только через год-два. Чуть раньше - через год-полтора - мы реально увидим снижение розничных цен, переход конкуренции сетей не в область "кто больше удушит поставщика и выше взвинтит цены", а в область качества товара и справедливой цены не только для потребителя, но и для поставщика, чтобы он мог производить качественный товар и иметь деньги на развитие.

Товары и цены Совет Федерации