27.05.2010 00:19
Культура

Почему гибель Александра Пушкина на дуэли не является бессмысленной

Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №114 (5193)
Читать на сайте RG.RU

Дуэль - нравственность быстрого реагирования ХIХ века.

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а на поединке уже вечером. Самое позднее - завтра утром.

"Жена, мой ангел... Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева... У нас в Москве все, слава богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике... По мне драка Киреева гораздо простительнее, нежели славный обед наших кавалергардов и благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут..."

Из письма Александра Сергеевича Пушкина Наталье Николаевне Пушкиной.

30 (18 по старому стилю) мая 1836 года.

Из Москвы в Петербург.

Заканчивается это нервное письмо Пушкина раздраженными словами, которые часто цитируют к месту и не к месту: "Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!"

Главную же мысль этого письма - о том, что драка иногда простительна, поскольку честь важнее благопристойности, - никто не вспоминает. А не вспоминаем потому, что эта пушкинская мысль (при всей своей спорности и запальчивости) больно уязвляет нас.

Иногда я остро чувствую, что мы вышли из шинелей тех самых благоразумных людей, "которым плюют в глаза, а они утираются..." Звон упругой стали более не слышится нам в слове "честь". Само это слово произносят теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о дуэли Пушкина.

Правила русской дуэли были необыкновенно жесткими, это был "сумасшедший с бритвою в руке", и император Николай I вправе был называть дуэли варварством, но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчез и "вопрос чести".

Пора лезть в словарь Даля. Итак, "честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". И тут же примеры: "Человек незапятнанной чести. Поступок, несовместный с честью... Честь моя требует крови..."

Честь требует крови. Вот почему за словом "честь" эхом следовало слово "дуэль". Дуэль - нравственность быстрого реагирования. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса, прежде чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии. Подробности знаменитой дуэли поручика лейб-гвардии Семеновского полка Константина Чернова, вступившегося за честь сестры, и Владимира Новосильцева были известны даже детям (дуэль произошла 10 сентября 1825 года, оба ее участника погибли).

А как же Пушкин, скажете вы, Лермонтов, тот же несчастный Чернов и сотни погибших во цвете лет молодых людей?.. И опять, и главное - Пушкин. Так и хочется воскликнуть: зачем такая непоправимая и бессмысленная гибель?!

Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести, а не чего-то другого.

За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям".

E-mail: dmitri.shevarov@yandex.ru

Литература