27.05.2010 00:21
Общество

Мария Городова: подменять неотвратимость наказания на этом свете угрозой возмездия на том - опасно

Путь на небо начинается на земле
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №114 (5193)
Читать на сайте RG.RU

Человек, укорененный во грехе, становится глухим не только к страданиям других, но и к своим, грядущим.

"Salud! Мария! Читал я Вашу статью "Идущий мимо" ("Российская газета" - Неделя", N 86 от 22 апреля 2010 г.) и канкретна тащился. Во наивняк! Да кто ж сейчас верит в эту лабуду про ад? Думаете, все долбаные олигархи, чиновники-взяточники и прочие орки, "распиливающее" бюджет, прочитав про червей адских и файер-шоу из грешников, испугаются? Толпой прослезятся? Покаютца? Возьмут да и раздадут награбленные "бабосы" пенсионерам-сиротам-инвалидам-и-матерям-одиночкам? Или на крайняк отмусолят рабочим всю заработную плату вовремя, без канкретнава пинка от премьера? Жесть - мозги на рельсах! Сами-то, Мария, верите в то, что написали? Верите?!! А зря! Законы должны работать. Статьи из УК РФ, а не из газеты. Вымогал взятку - гулять тебе в Куршевеле без руки, выгреб себе в карман больше ста процентов годовой прибыли - отрубят обе. Вот тогда эти упыри перестанут сосать кровь народную. А пугать адом бесполезняк"

Che Guevara.

(Из обсуждения статьи на сайте "Российской газеты", орфография автора.)

И Вам превед, Comandante! С тем, что законы УК РФ должны исполняться, спорить не буду. Хотя эффективность столь кровожадных мер, как отрубание рук, у меня вызывает сомнение. Как известно, преступления предотвращаются не самой жестокостью наказания, а его неизбежностью. Но в главном Вы правы: подменять неотвратимость наказания на этом свете угрозой возмездия на том - опасно. Тут я с Вами солидарна, а вот с остальными тезисами Вашего послания надо разбираться.

Не напугать, а предупредить

Начну с того, что Евангелие картинами ада никого не запугивает. Посмотрите, как ад описывается. Это "тьма внешняя", "адский мрак", "огонь вечный", "там будет плач и скрежет зубов в печи огненной", там "геенна, где червь их не умирает и огонь не угасает". И все. Согласитесь, крайне сдержанно. Никаких кошмаров, нагнетания страха, никакого саспенса в стиле Хичкока или Стивена Кинга. Не холодящий кровь вымысел и вызывающие дрожь спецэффекты - констатация духовной реальности. Констатация, призванная не напугать, а предупредить. Вообще Господь закрывает от нас мир иной достаточно плотной завесой. Почему? Можете, уважаемый Che Guevara, попробовать догадаться сами. Памятуя, как обычно распоряжается человек обретенной информацией - будь то знания о расслабляющем действии опиатов или открытие цепной реакции деления ядер урана. Сведения о том, что ждет нас по ту сторону дыхания, которые сообщает нам Христос, не носят отвлеченно-познавательный характер, они воспитательные. Потому что путь на небо начинается уже здесь, на земле.

Но вернемся к притче о богаче и Лазаре, рассказанной Христом. Богач, мучающийся в геенне, умоляет святого праотца Авраама послать Лазаря к своим братьям, по-прежнему беспечно прожигающим жизнь для того, чтобы воскресший нищий рассказал им, как их брат на том свете страдает: "Пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Может быть, надеется исстрадавшийся олигарх, увидев Лазаря, услышав про геенну огненную, его братья, пока не поздно, начнут жить по-другому и тогда смогут избежать его страшной участи. Но что отвечает Авраам? "... у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их ", то есть Господь уже дал людям Заповеди через Своих пророков. Десять Заповедей - десять фундаментальных принципов - Закон, нарушение которого приводит к серьезным последствиям. Прежде всего для самого нарушителя.

Ослепление грехом

Этот Закон, данный Господом из любви к человеку, своего рода путеводная звезда в Царствие Небесное. "Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся и не служи им. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой - есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. Не убий. Не прелюбодействуй. Не укради. Не лже- свидетельствуй. Не пожелай ничего чужого". Эти константы духовного мира, сформулированные Господом в словесную форму и переданные людям через Моисея на горе Синай, заложены Творцом и в саму духовную природу человека. Каждый из нас может убедиться в этом, когда наша совесть подсказывает нам, что стоит делать, а что нет.

То есть и внутреннее чувство - совесть - вложена человеку Творцом, и заповеди уже начертаны на скрижалях, но что же сам человек? А он может оставаться глухим - и первому, и ко второму. Наш богач хорошо знает это - сам таким был, но братьев ему жалко, он жаждет их спасения, поэтому, несмотря на отказ, продолжает настаивать: "Отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются". Очень важны эти слова о покаянии. Оказывается, покаяние - вот единственный путь избежать ада. Покаяние способно преодолеть ту "великую пропасть", которая разверста между праведниками и грешникам, мы о ней говорили, помните, в прошлом материале. И еще, давайте обратим внимание на то, что наш эгоистичный богач почему-то теперь это начал понимать.

Итак, богач лелеет надежду, что, увидев воскресшего из мертвых праведного Лазаря, его братья покаются, изменят свой образ жизни: покаяние по-гречески "метанойя" , то есть перемена образа мыслей. Но и в этой просьбе - какая суровая правда в Евангельских строчках! - Авраам отказывает богачу. И в ответ на мольбу олигарха произносит крайне жесткие слова: "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

Эта категоричность Авраама идет от знания духовной реальности. Человек, укорененный во грехе, когда грех перестает быть единичным поступком - проступком, а превращается уже в сердечную наклонность, в страсть, становится глухим не только к страданиям других, но, как это ни странно, и к своим, грядущим. Он уже неспособен воспринимать предупреждения: остановись, покайся, не то погибнешь. Ослепленный, он не видит неотвратимости действия Законов Божьих, он не верит слову Божьему - подобно наркоману, не понимающему гибельность выбранного пути, не слышащему увещеваний врачей и близких... Думаю, уважаемый Che Guevara, с теми персонажами, о которых Вы пишите, происходит то же самое. Не поверят они ничему - ни воскресшему Лазарю, ни статье, вы правы. Не поверят и не изменятся. Пока. Здесь.

Бич любви

Вот какие выводы делает о загробной судьбе человека митрополит Антоний (Храповицкий), анализируя нашу притчу: "Притча о богаче и Лазаре дает нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Во-первых, мы видим, что Авраам в раю услышал богатого, и, следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы. Эта их беседа указывает на то, что и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, так как самое страшное это не само страдание, а безнадежное сознание бесконечности страданий. Этого безнадежного сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на что-то лучшее.

Во-вторых, богач начинает жалеть своих родных братьев...".

А Вы, уважаемый Che, заметили разительную перемену, произошедшую именно в геенне огненной с некогда равнодушным олигархом? "Это показывает, - продолжает митрополит Антоний, - что в нем пробудились добрые чувства, что он начал каяться и надеется на их покаяние. Это значит, что в загробной жизни возможно некоторое изменение настроения человека, так как начавшееся покаяние может уже перейти к полному раскаянию...

Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше, на земле, и теперь, в аду, но не понимает справедливости положения. Но все же он начал жалеть своих братьев, что очень важно для дальнейшего развития души.

Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния; тогда надо допустить возможность надежды, что двери райские не закрываются раз и навсегда". Кстати, профессор МДА А. И. Осипов вообще считает, что двери ада заперты изнутри.

"Надо также допустить надежду, - продолжает митрополит Антоний, - что, пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно ожесточилась, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному, и тогда душа может ожить для духовного умиления и спасения". В общем, и ваши бессовестные "орки" имеют шанс.

Итак, что такое ад? Для чего нужны его непереносимые страдания? Почему они вообще возможны, если Бог есть любовь? Вот как на это отвечает один из самых авторитетных Святых Отцов, мистик, преподобный Исаак Сирин: "Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби... Неуместна никому такая мысль, будто грешники лишаются в геенне любви Божией. Любовь дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою исполнивших долг свой. И вот, по моему рассуждению, гееннское мучение: оно есть - раскаяние". Так вот откуда скрежет зубовный! И дальше: "Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви!" Бичом любви Божьей! Сама любовь для этих несчастных, не успевших за короткий срок земной жизни познать, что такое милосердие, жертвенность, сострадание - к ближнему, к дальнему, сама любовь Божья становится для них мукой. Невыносимой. Адской.

Уважаемые читатели!
Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой.
Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993. Редакция "Российской газеты".
Электронный адрес Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

Религия