27.05.2010 00:30
Экономика

Железные дороги России и Беларуси договорились совместно развивать скоростное пассажирское сообщение

Единство постсоветского пространства крепится транспортной системой
Текст:  Аркадий Медведев
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №20 (456)
Читать на сайте RG.RU

Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин на "круглом столе" на тему "10 лет строительства Союзного государства: перспективы единого экономического пространства и Таможенного союза", который прошел на днях в российской столице, обратил особое внимание на необходимость ускоренного развития российско-белорусской транспортной инфраструктуры. По словам Госсекретаря, развитие такой инфраструктуры помимо возрастающей потребности в евразийских транспортных коридорах обусловлено также активным налаживанием российскими регионами, в том числе весьма отдаленными, взаимовыгодной торговли и прямого экономического сотрудничества с Беларусью.

Роль транспортных сообщений значительно увеличивается в связи с активным строительством Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Кстати, в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ принимают участие не только представители всех стран Содружества, но и Латвии, Литвы, Эстонии, а также Болгарии, Финляндии и Грузии. Совет по железнодорожному транспорту объединяет железнодорожные системы, работающие в пространстве колеи 1520 мм. Он был основан странами СНГ в феврале 1992 года. Первостепенное внимание в деятельности этого Совета уделяется обеспечению технологического единства железных дорог, для чего сохраняется действие единых положений правил технической эксплуатации железных дорог, принятых еще во времена Советского Союза.

Недавно в Юрмале прошло 52-е заседание Совета по железнодорожному транспорту. На нем руководители железных дорог 17 государств пришли к соглашению по улучшению технического состояния вагонного парка, а также по обеспечению более быстрого пересечения межгосударственных границ в движении пассажирских поездов.

Как отмечалось, в прошлом году по железнодорожной сети стран - участниц Совета было перевезено 1855,1 миллиона тонн грузов, что составляет 102 процента от уровня 2008 года. А обобщенные результаты первого квартала 2010 года говорят о том, что в целом по всей железнодорожной сети объемы перевозок увеличились на 10,8 процента. Контейнерные перевозки возросли на 8,1 процента, и на железных дорогах почти всех стран-участниц наблюдается тенденция прироста объема грузов.

Президент Российских железных дорог Владимир Якунин рассказал главам железнодорожных администраций о ходе реализации проектов по развитию скоростного движения в России и в межгосударственном сообщении. Владимир Якунин особо подчеркнул актуальность организации скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва - Минск - Брест. Одной из приоритетных областей сотрудничества, отметил президент РЖД, является формирование сети международных транспортных коридоров как составной части евроазиатской транспортной системы.

Что касается сообщения Восток - Запад - Восток, то, по информации Белорусской железной дороги, за 4 месяца 2010 года транзитом перевезено порядка 2,7 миллиона тонн грузов, что составляет 126,8 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Однако это далеко не предел. Складские помещения в Бресте (крытые склады и открытые площадки) позволяют разместить в таможенном режиме склада временного хранения около 100 тысяч тонн различных грузов. Существующие перегрузочные и передаточные мощности уже сейчас позволяют перерабатывать в два раза больший грузопоток. В целях привлечения дополнительных грузов, следуемых в сообщении Восток - Запад - Восток через Брестский пограничный переход, создано предприятие "Брестгрузтранслогистик", а через пограничные переходы Гродненской области "Барановичский грузовой центр транспортной логистики".

Одним из перспективных является развитие транзитных перевозок на калининградском направлении. Развитию этих перевозок способствует проводимая Белорусской железной дорогой политика, направленная на увеличение объемов перевозок в Калининградскую область, включая ее порты. За 4 месяца 2010 года объемы транзитных перевозок в сообщении с Калининградской областью через Беларусь выросли в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Важными направлениями транзитных возможностей Белорусской железной дороги является ее техническое перевооружение. В этой связи на белорусской магистрали продолжаются работы по созданию цифровой сети связи и передачи данных с включением ее в единую сеть железных дорог стран СНГ и Балтии. Реализуется программа развития железнодорожных пунктов пропуска на государственной границе на 2007-2015 годы.

В настоящее время Белорусская железная дорога разрабатывает проект Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также участвует в разработке комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Беларуси на 2011-2015 годы.

Эффективному взаимодействию железнодорожников стран СНГ способствует опыт совместной работы во времена Советского Союза. Так, в Брянске в прошлый четверг прошла встреча делегаций Московской, Белорусской и Юго-Западной (Украина) железных дорог. На этой встрече были подведены итоги профессионального соревнования между дорогами по итогам работы в минувшем году. Коллективам предприятий-победителей вручили награды. Также руководители трех дорог подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве.

Начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер отметил, что ежегодное подведение итогов межотраслевых соревнований трех дорог стало уже доброй традицией. По его словам, хотя 2009 год был непростым, но главное - удалось сохранить кадровый состав. О наметившемся подъеме в пассажиро- и грузообороте говорили и начальник Юго-Западной железной дороги Украины Алексей Кривопишин, и первый заместитель начальника Белорусской дороги Владимир Лаптинский.

Производственное соревнование трудовых коллективов проводится с 2005 года по 10 показателям и различным видам деятельности. Изначально в нем принимали участие две дороги - Московская и Белорусская, в 2007 году присоединилась еще и Юго-Западная железная дорога.

А первая дружеская встреча представителей трех отделений - Брянского, Гомельского и Конотопского тогда еще СССР - состоялась еще в 1962 году! Железнодорожники в то время собрались, чтобы найти решение проблемы по ускорению продвижения поездов, особенно грузовых, на соседние дороги. Было также организовано соревнование между соседними отделениями, появилась договоренность пропускать поезда круглые сутки беспрепятственно. Общая ведь цель - для удобства пассажиров сократить время в пути. И тогда, и теперь она объединяет железнодорожников наших стран-соседей.

На нынешней встрече было отмечено, что совместные с украинскими и белорусскими железнодорожниками проекты по организации ускоренного пассажирского движения между столицами наших государств, которые уже реализованы, показывают отличные результаты. Поезда пользуются популярностью у пассажиров, их рентабельность высока. "Столичный экспресс" (Москва - Киев) показывает рентабельность 173 процента, "Славянский экспресс" (Москва - Минск) - 103 процента.

На встрече в Брянске традиционно обсуждались варианты сокращения времени в пути. К примеру, изменив технологию таможенного контроля по различным вариантам (в пункте отправления, по ходу поезда от Москвы до станции Сухиничи или до Брянска-Орловского), движение поезда "Столичный экспресс" можно ускорить еще на один час, причем без каких-либо вложений в инфраструктуру. Можно ведь просто восстановить существовавшее раньше пригородное сообщение между Хутором-Михайловским и Суземкой, а также от Брянска до Зерново (станция на границе России и Украины).

Председатель правительства России Владимир Путин в интервью телерадиокомпании "МИР" 22 мая отметил: "Если бы СНГ не было, нам бы не удалось многие вопросы согласовать ни в экономической, ни в социальной сфере" - и добавил: "Мы даже не замечаем, что они отрегулированы, потому что живем и считаем, что так и должно быть". И то, что транспортная система фактически до сих пор объединяет все постсоветсткое пространство, а также составляет мощную опору интеграционным процессам в СНГ, мы также часто не замечаем.

Железные дороги