27.05.2010 00:28
Общество

В "РГ" прошла "горячая линия", посвященная принятию нового закона о разных типах бюджетных учреждений

Специалисты минобрнауки ответили на вопросы читателей о реформе бюджетных организаций
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №114 (5193)
Читать на сайте RG.RU

В "РГ" прошла "горячая линия", посвященная принятию нового закона о разных типах бюджетных учреждений.

Напомним, с 1 января 2011 года все государственные и муниципальные организации должны выбрать, какими стать - автономными, казенными или остаться бюджетными. На вопросы наших читателей отвечали Елена Низиенко, заместитель директора департамента государственной политики в образовании, и Марина Лукашевич, заместитель директора департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса.

Откуда деньги на парты?

Российская газета: Самый главный вопрос, который задают все родители: не будет ли образование платным после принятия этого закона? Наша читательница Е. Сергаева из Нижнего Новгорода уверена: школы найдут тысячу способов, чтобы ребенок занимался платно, а на простых уроках качественного преподавания не будет.

Елена Низиенко: Тревоги родителей абсолютно безосновательны. Конституция Российской Федерациии и Закон "Об образовании" гарантируют, что в рамках федерального стандарта никому и ни за что платить не придется. Более того, в новом стандарте, который вступает в действие с 1 сентября 2011 года, четко зафиксировано количество часов, которые обязаны дать учителя. Это более двух тысяч уроко-часов. Стандартом предусмотрено еще 10 бесплатных часов еженедельной внеурочной деятельности, которая тоже входит в образовательный план учреждения.

Инна Михайлина (Санкт-Петербург): Не приведет ли закон к тому, что сильные школы окрепнут, а слабые закроются?

Марина Лукашевич: Не понятно, какие школы вы называете слабыми?

Михайлина: Те, которые не оказывают платных услуг.

Лукашевич: Платные услуги сейчас оказывают практически все школы. Директора понимают, что это единственный способ удовлетворить все запросы родителей, и не отказываются от такой возможности. Новый закон позволит школам самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Я недавно была в школе, где директор сэкономил миллион рублей на коммунальных расходах. Но потратить деньги на приобретение учебников, оборудования для кабинета физики директор не вправе. Деньги он обязан вернуть в местный бюджет, а депутаты городской Думы потом решат, сколько ему вернуть в следующем году. И вернуть ли вообще? По новому закону директор сможет распоряжаться этими суммами.

Низиенко: Сейчас школа получает деньги по смете, где расписаны все статьи расходов. Чтобы перераспределить средства, директор должен вернуть деньги в бюджет, получить "добро" от депутатов и по новой строке расходов получить сумму назад. Новый закон избавит от этих сложностей. Нужны директору позарез парты или учебники - пожалуйста, иди и покупай! Деньги в школу пойдут не по смете, а общей субсидией, и руководитель сам будет решать, на что ее потратить. Но решать будет не единолично. Тут очень важно общественное управление, куда входят попечители, родители.

Сколько получает директор

Ольга Стародубова (Можга, Удмуртия): У нас недавно пытались собрать родителей на общее собрание школы - пришли меньше половины. Кто будет участвовать в управлении школой, и главное, захотят ли этого учителя?

Низиенко: Справедливый вопрос. Однозначного ответа на него нет. В тех регионах, которые участвовали в комплексных проектах модернизации образования, одним из важных показателей было внедрение государственно-общественного управления. И у многих это получилось. Когда родители, представители крупных градообразующих предприятий, общественные организации подключаются к принятию каких-то решений в школе, у них самих появляется иное отношение к самоуправлению. И потом, они четко знают, куда потрачены деньги. А ведь самое главное в новом законе - связь эффективности расходования средств с результатом.

Николай Марченко (Ростов-на-Дону): Правильно ли я понял, что теперь любой сможет узнать, сколько получает директор автономной школы?

Лукашевич: Да. По новому закону руководители бюджетных и автономных учреждений обязаны размещать такую информацию в Интернете. В законе конкретизировано, что к открытой информации относится в том числе заработная плата руководителя и средняя зарплата работников. А также будет доступен для всех отчет по финансово-хозяйственной деятельности.

Марченко: А кто будет контролировать, дал ли директор информацию или скрыл?

Лукашевич: Для этого существует общественный контроль, который проявляется уже на стадии распоряжения субсидией, чтобы директор на деньги, выделенные из бюджета, не открыл при школе баню или ресторан. Если вы, как родитель, входите в попечительский совет и принимаете решение о том, как израсходовать деньги, вы никогда не позволите директору открыть при школе сауну или ночной клуб. Очень важно, чтобы контроль начинался именно тогда, когда принимается решение о том, куда потратить средства.

РГ: Наши читатели высказывают опасения, что у директоров появится возможность поощрять "своих" учителей и обделять тех, кто с ним не согласен.

Низиенко: Почему-то когда мы говорим о том, что директору дано право самостоятельно распоряжаться средствами, то сразу начинаем подозревать его в нечистоплотности. Это неправильно. В рамках новой системы оплаты труда, которую мы апробировали в пилотных регионах, уже выработана четкая система критериев поощрения учителей за качественный труд. Эти критерии рассматриваются общественным советом, они абсолютно прозрачны и понятны. Поэтому все стимулирующие выплаты строго обоснованы. Директор не вправе единолично решить, что вот этому учителю он увеличит зарплату на 10 тысяч, а тому - урежет на 5 тысяч. Я не отрицаю, что есть недобросовестные директора, но их не так много. Гораздо большая проблема - квалифицированные и грамотные в финансовом плане руководители. Человек, получивший педагогическое образование, как правило, таких навыков не имеет. И стоит серьезная задача обучить управленческие кадры менеджменту, научить формировать бюджет учреждения.

Галина Ивановна (Воронеж ): Я работаю в детском муниципальном клубе. Что нас ждет? Не получится ли так, что под шумок нас закроют, так как мы занимаем хорошее помещение в центре города?

Низиенко: Закон ничего в этом смысле не меняет. Он предлагает различные механизмы доведения денежных средств до получателя и новые условия распоряжения ими. Ваш клуб может стать казенным учреждением и получать все деньги строго по смете, а может остаться бюджетным, как сейчас, но перейти на госзадание.

Елена Конькова (Москва): У меня два вопроса. В стандартах есть базовая и вариативная часть. Какая из них будет финансироваться по госзаданию? Будет ли финансироваться экспериментальная работа образовательных учреждений?

Лукашевич: Финансируется весь стандарт - и базовая, и вариативная части. Если экспериментальную деятельность учредитель запланировал, то в госзадании это будет отражено, значит, будут средства выделены.

Павел Николаевич (Одинцово, Московская область): Если у автономных организаций так много свободы, почему никто не торопится поменять статус?

Низиенко: Да, на федеральном уровне автономных учреждений немного, но стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации автономные учреждения создаются с 2007 года. Так, например, автономные школы есть в Ростовской, Тюменской, Калининградской областях. Много таких школ в Татарстане - больше 300. И ни один директор не хочет, чтобы его школа снова стала бюджетной. Директора научились не только зарабатывать, но и с умом тратить деньги, в школы вернулись хорошие педагоги, которые в свое время ушли из-за маленьких зарплат.

на заметку

Обязательные школьные предметы, которые финансируются за счет бюджета: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

Образование