В 1910 году отечественная авиация твердо встала на крыло. А в 1912 году у нас был настоящий воздушный флот - и военный, и гражданский.
В пресс-центре "РГ" состоялась встреча представителей авиапромышленности, ветеранов ВВС и специалистов, изучающих историю отечественной авиации. Цель встречи - разобраться, как оказалось, в непростом вопросе: какую дату считать днем рождения национальной авиации?
Логично было бы вести отсчет с 20 июля 1882 года, когда от земли оторвался действительно первый в мире самолет Можайского. Косность военных чиновников того времени не позволила стать нашей стране пионером и законодателем моды в мировом авиастроении. Лидерами, как известно, стали американцы. В 1903 году братья Райт на своем аэроплане совершили небольшой пролет, что позволило объявить их первопроходцами.
В нашей же стране ситуация сложилась парадоксальная. Мы привычно отмечаем профессиональные праздники летчиков гражданской, военно-морской и просто военной авиации, а вот даты, которую можно назвать отправной в формировании всей российской авиации, нет. Между тем все ведущие страны мира, начиная с США, пышно отметили вековые юбилеи национальных авиаций. Даже в Китае отметили. В следующем году Турция будет праздновать сто лет собственной авиации - об этом заявлено официально, и деньги под торжества выделены немалые. А вот в России - полная тишина.
Историк Николай Бодрихин привел немало фактов, свидетельствующих о том, что первые полеты на иностранных аппаратах в нашей стране начались в 1909 году. Однако настоящий бум воздухоплавания, по его словам, пришелся на следующий год. 24 мая 1910 года с аэродрома в Гатчине взлетел первый аэроплан, созданный отечественными конструкторами и построенный в России. Летом поднялся в воздух более крупный самолет с именем "Россия", спроектированный и построенный в Санкт-Петербурге. Так что можно говорить, что сто лет назад у нас зародилась своя авиапромышленность.
Военный историк Владимир Торубаров добавил, что 1910 год должен считаться и годом рождения боевой авиации. Первая в мире военная школа пилотов была образована 21 ноября 1910 года в Севастополе по указанию великого князя Александра Михайловича Романова. И первый выпуск военных летчиков России состоялся в 1911 году.
Генерал армии Герой России Петр Дейнекин с этим не согласился. По его словам, датой рождения ВВС надо считать все-таки 1912 год, когда был образован штат воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.
Итог подвел исполнительный директор фонда "Юбилейная летопись" Антон Петров, который сказал, что логично будет назвать не какую-то конкретную дату рождения отечественной авиации, а отмечать вековой юбилей ее становления в течение трех лет - начиная с текущего года и вплоть до 12 августа 2012 года, официально признанного Дня ВВС. По его словам, пришло время запускать общенациональный проект "Век российской авиации", который должен стать по-настоящему общенародным.
Заслуженный мастер самолетного спорта и абсолютная чемпионка мира среди женщин Светлана Капанина высказала идею проведения авиационных шоу и воздушных праздников по всей России, начиная с Санкт-Петербурга и до Владивостока.
По мнению всех участников встречи, прошедшей в "Российской газете", широкое празднование столетнего юбилея отечественной авиации поможет вернуть романтику неба мальчишкам и девчонкам, а всем нам взглянуть на роль России в истории мирового авиастроения по-новому. На встрече было зачитано письмо председателю правительства РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать общественную инициативу по проведению юбилейных мероприятий, приуроченных к 100-летию российской авиации.