Президент Дмитрий Медведев пообещал бизнесу, что если уже сегодня они не начнут приводить свои производства в соответствие с экологическими нормами, то в будущем неотвратимо последуют санкции.
Вчера глава государства провел заседание президиума Госсовета, посвященное совершенствованию государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды. К теме экологии и экологизации отечественной экономики президент обращается и обращает внимание правительства и бизнеса не первый раз. Очередное обсуждение отчасти вызвано довольно банальной для России причиной - поручения с предыдущих встреч до сих пор выполнены не в полной мере.
"Не в первый раз говорим об охране окружающей среды, и очевидно, что не последний", - заметил Дмитрий Медведев. Почва для таких разговоров сегодня как никогда благодатная: в обществе, уверен глава государства, созрело понимание того, что без учета современного состояния окружающей среды у нас нет будущего. Лет 10 назад разговоры об экологии были экзотикой. Как экзотику тему экологии воспринимали и чиновники. Дмитрий Медведев напомнил, что еще в 2003 году на том же уровне президиума Госсовета выработали ряд соответствующих поручений. Давались указания и в последующие годы, но многие задачи так и остались невыполненными.
Так что теперь Дмитрий Медведев предлагает задуматься, как реформировать систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды. "Проблемы известны. Чтобы их решать, необходима единая государственная политика, - заявил глава государства. - Попытка решить экологические проблемы за счет разрозненных действий ни к чему не приведет".
Впрочем, все сваливать на неповоротливое чиновничество президент не стал. Причины медленного перехода экономики на экологически чистые технологии разные. В их числе, безусловно, оказался и мировой кризис, парализовавший деятельность крупных компаний. "Но это не основание, чтобы работу не продолжать", - указал Медведев.
В первую очередь сегодня пора привести в нормальное состояние природоохранное законодательство. "Сегодня природоохранные отношения регулируются целым рядом несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов", - подчеркнул президент. Недостаточно данных об экологическом ущербе, поскольку просто не существует системы государственного экологического мониторинга.
- Необходимо завершить кодификацию законодательства об охране окружающей среды и как минимум в юридическом плане покончить с экологическим нигилизмом, - поставил очередную задачу глава государства. - Нужен и план конкретных действий, и пакетный режим подготовки соответствующих нормативных актов.
Также требуется усовершенствовать систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду. По словам министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, действующая система впадает в крайности. С одной стороны, она порой предъявляет избыточно жесткие требования. "С другой - субъективные решения чиновника позволяют устанавливать любое сверхнормированное воздействие", - отметил он.
Поэтому минприроды предлагает разделить все предприятия страны на три группы. Те, что оказывают незначительное воздействие на окружающую среду, смогут просто декларировать свое влияние на экологию. Тем более что многие предприятия все-таки думают об экологии. Так, на основе экологической политики "Газпрома" все его дочерние общества приняли собственные обязательства по охране окружающей среды. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе при разработке Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения компания потратила на экологию 17 проц. от общей стоимости проекта. "ЛУКОЙЛ" разработал проект "Программы экологической безопасности на 2009-2013 годы, который включает в себя 494 мероприятия общей стоимостью 57,5 млрд руб. Новолипецкий металлургический комбинат в прошлом году направил около 4 млрд руб. на финансирование экологических программ, что почти в полтора раза больше суммы предыдущего года.
Для предприятий с умеренным воздействием сохранят существующую систему с единственной поправкой - уберут так называемое сверхлимитное воздействие, определяемое чиновником, а за превышение лимита придется платить. В последнюю группу войдут особо опасные для экологии предприятия, на которые приходится 99 процентов воздействия на окружающую среду.
- Нам нужно максимально заинтересовать к этой работе бизнес, - напомнил Дмитрий Медведев. - Предприятия должны видеть выгоду от перехода на современные технологии. Тема не новая, но общий подход остается прежним - соблюдение экологических норм должно поощряться.
Правда, как бы ненароком обронил Юрий Трутнев, противников экологической модернизации всегда достаточно - найдутся люди, которые хотели бы работать на старом оборудовании и складывать деньги в карман.
С такими государство будет работать методом кнута. "Экологические нарушения должны влечь жесткую ответственность с применением соответствующих штрафных санкций, - заявил глава государства. - Надо думать об усилении ответственности". В министерстве природы об этому уже подумали. Юрий Трутнев предложил к 2014 году увеличить плату за нанесение ущерба окружающей среде в 2,3 раза и в 3,4 к 2016 году. Эта мера будет отбирать у предприятий 1,1 процента от прибыли. "Мы не считаем, что такой объем приведет к кризису предприятий", - обозначил позицию министерства Трутнев.
Видимо, не считает так и президент, уверенный, что экология может бить по компаниям и сильнее. "Экологическая ответственность такова, что может разорить любую компанию, любую страну на колени может поставить", - заявил Медведев, предложив еще раз посмотреть, что происходит и еще может случиться с нефтяной компанией BP из-за аварии в Мексиканском заливе.
Цену экологизации отечественной экономики озвучил министр природы и экологии - это 2 процента от ВВП, что является нормальным средним показателем для остальных стран. Правда, в период внедрения экологически чистых технологий в экономику может наблюдаться некоторое снижение темпов экономического роста.
Последнее просто неизбежно. Более того, сами предприниматели никакой быстрой отдачи от введения чистых технологий не ждут - только нагрузку. "Ни в коем случае это не усиление конкурентоспособности", - заявил член бюро правления РСПП, председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин. И вообще, заявил Лисин, надо не экологические программы писать, а модернизацией производств заниматься.
- Вы за большевиков или коммунистов? Вы за то, чтобы принять эти программы или нет? - уточнил президент.
- Сыровато - надо дорабатывать. Но изменения нужны обязательно, - услышал он в ответ от бизнесмена.
Экологи убеждены, что эти изменения невозможны, если не будут поддержаны главой государства. "Чтобы эти законы были приняты, принципиальным является вопрос политической воли с вашей стороны, Дмитрий Анатольевич", - обратился к главе государства директор Всемирного фонда дикой природы РФ Игорь Честин.
У Дмитрия Медведева такая воля обнаружилась. "Я готов ее проявить. Более того, я готов этот гордиев узел разрубить. Вы только доложите мне вовремя, что застопорились", - сказал он главе минприроды. Правительству же президент поручил помимо самих поправок в экологическое законодательство разобраться еще с несколькими вопросами. В частности, в течение месяца провести консультации и представить объективный доклад относительно целесообразности восстановления экологической экспертизы особо опасных с точки зрения загрязнения окружающей среды объектов, подумать о воссоздании фонда охраны окружающей среды и о стимулах для предприятий закупать энергию, получаемую из альтернативных источников.
Между тем
Сразу после заседания президиума Дмитрий Медведев провел короткую встречу с губернатором Ставропольского края Валерием Гаевским, доложившим о предпринимаемых мерах в связи с терактом в столице региона. Глава государства пообещал дать правительству поручение для оперативного принятия мер по обеспечению выплат семьям погибших и пострадавших. "Такое поручение уже, можно сказать, дано", - заверил губернатора Медведев.