Знают ли столичные школьники свои права и умеют ли их защищать? Этот вопрос обсуждался вчера на пресс-конференции, где присутствовали представители Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
По их заказу ученые МГУ провели специальное исследование, результаты которого и представили журналистам. Кстати, были опрошены подростки 14-17 лет, которые заполнили 903 анкеты. Среди них - как ученики "простых" общеобразовательных школ, так и продвинутых лицеев-гимназий, а также дети-мигранты, дети-инвалиды...
Оказывается, о "своих правах в целом" осведомлены 80-90 процентов опрошенных, но из них лишь 10-15 процентов знают, что с ними делать, а защищать их умеют только 2-5 процентов. Причем, как отметила доцент МГУ Ирина Калабихина, коренные москвичи лучше знают свои права, чем мигранты, однако приезжие намного активнее в их отстаивании. Кроме того, международные документы (Конвенция о правах ребенка) известны московским школьникам лучше, чем российские правовые акты.
Между тем нарушения прав детей - дело обычное как в школе, так и дома. Например, более 40 процентов учеников сталкиваются с грубым отношением к себе со стороны педагогов. Две трети опрошенных рассказали, что учителя обзывают и оскорбляют учеников (распространенные варианты: "олухи, дебилы, моральные уроды, бестолочи, идиоты, тупицы"...). Около трети сообщили, что учителя кричат и поднимают на них руку (в основном, это подзатыльник или линейка). И как быть в такой ситуации?
Больше половины школьников не готовы защищать свои права: "лучше перетерпеть", потому что учителя "отомстят", снизив оценки. Каждый десятый признался, что опасается высказывать свое мнение. И родители, как правило, не хотят конфликтовать с педагогами, советуя "не связываться". Мол, держи свое мнение при себе, учитель всегда будет прав. И в семье уровень пассивности в отстаивании своих прав еще выше, чем в школе. Если подростка дома оскорбляют или даже бьют, около 40 процентов предпочитают отмолчаться и перетерпеть, на крайний случай уйти жить к бабушке-дедушке. И никакие "телефоны доверия", массово организованные в Москве, не решают эту проблему. Туда, по данным исследования, обращаются лишь 2,2 процента. (Тревожный телефон нужен, но короткий, из трех цифр, единый на всю страну, чтобы любой ребенок, попавший в трудную ситуацию, мог бесплатно набрать номер.)
По мнению детского омбудсмена Москвы Евгения Бунимовича, дискриминацией со стороны взрослых является само отношение к правам ребенка. Ответ один: сначала вырасти, выучись - потом качай права. "У большинства взрослых даже понятие "защита прав ребенка" вызывает отторжение, - говорит Бунимович. - Но многие проблемы детей, которые нам не кажутся страшными, для ребенка очень серьезны и иногда приводят к трагическим последствиям. Например, надо защищать свое достоинство. Но если на втором уроке ребенка унижают, а на шестом ему рассказывают, что он должен быть свободным, то ни к чему, кроме шизофрении, это не приведет. И ответственность у него появляется не через ремень, а через знание своих прав".
Есть ли в школах дискриминация по национальному признаку? "Проблема взаимоотношений с детьми-мигрантами есть, - признал Бунимович. - И драки бывают. Но не детская среда порождает эти проблемы. Их провоцируют взрослые, часто в форме бытового науськивания. И еще это - проблема нерегулируемой миграции".
Судя по ответам детей, во многих школах нарушается право на бесплатное образование. Это и поборы, и платные дополнительные занятия по некоторым предметам, а теперь и за подготовку к ЕГЭ. Вот один из ответов: "Учительница наставит трояков, а потом собирает родительское собрание: ваш ребенок отстает. Я могу с ним позаниматься дополнительно". Тем не менее подобные "сигналы" редко доходят до того же департамента образования, хотя там убеждают: "Пусть назовут фамилию учителя - сразу уволим". Но никто не готов вступать в открытую борьбу с недобросовестным педагогом, чтобы "не навредить ребенку". Это пример для подражания?
"Сейчас с новой силой встает вопрос о праве на бесплатное образование, - считает детский омбудсмен. - Я выступаю против платных образовательных услуг, которые вводятся на федеральном уровне сверх образовательного стандарта. Если ребенок способен больше воспринимать, больше учиться, то надо предоставить ему возможность получать дополнительное образование. Государство должно быть заинтересовано в развитии ребенка. Москва - недотационный регион, сама финансирует школы. Поэтому должна отстоять право детей на бесплатное качественное образование, в том числе и дополнительное".
Кстати, представитель ЮНИСЕФ в России Бертран Бейвель очень удивился, что, согласно исследованию, дети не считают образование бесплатным. "Почему надо платить родителям? - спрашивал он. - Что это за образовательные реформы, если они не улучшают ситуацию?"
"Скоро - 1 июня, Международный день защиты детей, - говорит Бунимович. - Не все даже понимают, от чего их надо защищать. От мирового империализма? А надо просто не нарушать права детей и помогать их отстаивать". Для этого в Москве, например, повсеместно вводятся школьные омбудсмены, которые займутся конфликтами между учениками, их родителями и педагогами. И они уже успешно проявили себя в Южном административном округе и в Зеленограде.