31.05.2010 00:20
Общество

Вчера театральный мир простился с Романом Козаком

Вчера театральный мир простился с Романом Козаком
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №116 (5195)
Читать на сайте RG.RU

Не дожив до 53 лет, после тяжелой болезни скончался известный режиссер, художественный руководитель Театра им. Пушкина Роман Козак.

В эту смерть поверить тем более трудно, что, несмотря на тяжелую болезнь, Роман Козак до самых последних дней репетировал новый спектакль, премьера которого только что состоялась на сцене его театра. Казалось, что болезнь непременно должна отступить.

Театральная судьба Романа Козака связана с тем поколением, на которое пришлись все исторические катаклизмы конца ХХ века. Он окончил Школу-студию МХАТ в 1982 году, в год смерти Брежнева. Его товарищи - блестящие молодые актеры Александр Феклистов, Дмитрий Брусникин, Елена Майорова сразу же образовали нечто вроде студии внутри стареющего Художественного театра. После их первого спектакля "Путь" последовал превосходный камерный спектакль "Дни Турбиных" - и всем сразу стало ясно, что пришло новое актерское поколение. В "Днях Турбиных" Роман Козак изящно и артистично играл Шервинского. С этой компанией актеров были связаны самые первые всполохи обновления всего отечественного театра. Полные неуемной жажды обновления Козак и его товарищи параллельно работали в театре-студии "Человек", где и родился спектакль, ставший визитной карточкой времени: в 1984 году, в самый канун перестройки, однокурсник Козака Михаил Мокеев поставил пьесу Мрожека "Эмигранты". Вся интеллигентная Москва, а потом и страна мечтали увидеть, как Роман Козак и Александр Феклистов в тончайшем психологическом дуэте обличают тоталитарную власть.

Там же, в студии "Человек", Роман Козак поставил два культовых спектакля времени: "Чинзано" Л. Петрушевской (1987) и "Елизавета Бам на елке у Ивановых" по пьесам Д. Хармса и А. А. Введенского (1989).

Умный, интеллигентный, живой, полный страсти к переменам Козак в 1990 году вместе со своими товарищами основал "Пятую студию МХАТ", где поставил завораживающий "Маскарад".

С его именем связано возрождение понятия "студийность" в самой атмосфере 80-90-х годов. Не случайно его Мастерская в Школе-студии МХАТ стала одной из лучших.

Став главным режиссером Театра им. Пушкина, Козак превратил его в одно из самых интересных театральных пространств Москвы.

Его собственная ответственность перед собой и театром проявилась даже в том, что, уже тяжело больной, он до конца репетировал свой последний спектакль.

Утраты