Мекка для любителей винтажа и антиквариата расположена теперь на станции Новоподрезково. Для торговцев "блошки", которых вот уже полтора года пытались изгнать с прежнего места из-за антисанитарии и несчастных случаев на железной дороге, открытие нового специализированного рынка - долгожданное событие.
Год назад блошиный рынок располагался на железнодорожной станции Лианозово Савеловского направления, до этого - на станции Марк. Купить там можно было все - самовары с медалями середины прошлого века и индонезийский лук, граненые стаканы и вышедшие из моды джинсы. Все по "смешным" ценам, одна беда - торговля была несанкционированной. А значит, ни прилавков, ни сбора мусора организовано на этом стихийном рынке не было. Как тогда писала "РГ", Владимир Малышков, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы, настаивал на том, что незаконный рынок нужно закрыть. "Он просто опасен - недавно электричка там сбила женщину, потому что продавцы расположились чуть ли не на железнодорожных путях, - говорил чиновник. - Не закрываем же пока по единственной причине: на время кризиса правительство Москвы объявило мораторий на закрытие рынков, чтобы не лишать москвичей любой возможности заработать". Но как только кончится кризис, рынок обещали разогнать.
И вот - не просто разогнали и выгнали в никуда, а выделили для организации цивилизованной торговли два гектара земли с возможностью расширения до девяти гектаров. То есть в будущем там может быть до 7 тысяч торговых мест. Пока их только две тысячи. Новая "блошка" расположилась на станции Новоподрезково Октябрьской железной дороги. "Это муниципальная земля, в которую инвесторы захотели вложить деньги и открыть блошиный рынок, - рассказал корреспонденту "РГ" Александр Поляков, советник по потребительскому рынку префекта Северного административного округа. - Теперь там огороженная территория со стоянкой и обустроенными местами для торговли". Предполагается, что вскоре рынок может быть поделен на четыре зоны: винтажные вещи, ремесленные изделия, антиквариат и сектор для малоимущих.
Теперь здесь можно и поесть, и туалеты для посетителей оборудовали, и медперсонал с милицией дежурят. У торговцев же вместо прежней клеенки, постеленной на земле, появился настоящий прилавок. Понятное дело, за все это приходится платить. Изначально планировалось разделить плату по товарам: с торговцев антиквариата - по 300 рублей, с малоимущих с подержанными кофтами - по 10. Но пока метр площади для всех стоит 50 рублей. Антиквариатчики, как говорят старожилы рынка, люди богатые - могут и весь стол за 300 рублей арендовать, а как же вещи на метре разложить? Хотя малоимущим, инвалидам и ветеранам предоставляют бесплатное право продавать свои товары. Как говорит Александр Поляков, префектура цены на торговую точку никак не контролирует. "Наша задача - не допустить торговлю новыми вещами и не превратить рынок в Черкизон", - говорит советник префекта.
В общем, все хорошо. Плохо одно: ехать далеко. Пенсионерам легче, у них проезд и на метро, и на электричках - бесплатный. Но есть среди торговцев и те, кто пенсию еще не заработал, а устроиться на более высокооплачиваемую работу не может. Вот и кормятся торговлей с "блошки". "С Ленинградского вокзала проезд туда и обратно стоит 132 рубля, - сетует Сергей, один из торговцев-активистов, - а с ближайшей московской станции Ховрино - 66 рублей". А если мы на столько не наторгуем? Хотя до Лианозова ехать было не намного дешевле - 52 рубля в обе стороны.
Возмущаются пожилые ретропродавцы и тяжелым переходом через железнодорожные пути. Поэтому часть бабушек направилась было знакомой дорожкой в Лианозово, но городские власти оказались начеку: выставили охрану территории, чтобы помешать снова стихийному образованию рынка. Другие, говорит пенсионер Всеволод, поехали к мосту на станции Окружная. "Торговли в Новоподрезково почти нет, - сетует он, - рынок не виден из-за путей, и никто не знает, что теперь мы здесь торгуем". Однако рынок начал работать всего две недели назад, и говорить о результатах пока рано. "Поживем - увидим", - уже смирились пенсионеры. Главное, что гонять теперь никого не будут.