России служит армия экономистов. Их нынче столько, что даже само понятие как-то размылось. Действительно, в слово "экономист" разные люди вкладывают разный смысл, в том числе и люди из высшей школы, что отрицательно влияет на стандарты в образовательных программах и отбор кандидатов на работу.
И все же это не самая главная проблема профессии. С валом и впрямь порядок: по разным данным, от 600 до 1000 факультетов экономики ежегодно выпускают сотни тысяч экономистов - намного больше, чем в советское время. Однако людей с действительно качественным, конкурентным образованием среди них не более 200, утверждал на майском заседании экономического клуба ФБК Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы. Спрос на таких экономистов невероятный. Рекрутеры переманивают их зарплатами, которые подчас выше, чем в зарубежных банках с мировым именем. Но, повторим, таких профессионалов ежегодно появляется на рынке очень немного.
- Подготовку современных специалистов в России сдерживают нынешние оторванные от насущных потребностей бизнеса стандарты образования, - считает Сергей Яковлев, директор Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ. - Все быстроразвивающиеся страны опираются на англосаксонскую систему, где большое место уделяется специализации и практическим занятиям. Мы же используем старую континентальную систему - больше теории и энциклопедических знаний.
Если взглянуть на нашу профессуру попристальнее, то возникнет сильное сомнение в том, что в ее среде есть будущие лауреаты Нобелевской премии по экономике. Международный рынок профессорско-преподавательской элиты (20-30 тысяч человек по всему миру, в зависимости от того, как считать) работает совершенно не так, как российский, и практически мало пересекается с ним. Он ориентирован на качество научных исследований профессоров и сконструирован под различные варианты контрактов с преподавателями - от шести-восьми лет с начинающими профессорами до пожизненных, что является чрезвычайно принципиальным моментом - "пожизненный доктор" не станет препятствовать появлению в вузе талантливого соратника. Есть немало и других различий, которые препятствуют интеграции нашей системы организации преподавательского труда в общемировой процесс, а значит, и повышению конкурентоспособности российской экономической элиты.
Главное в том, что в России этот рынок не очень понятен по критериям отбора и сильно отличается в региональном плане, существуют чуть ли не суверенные экономические школы, далекие от общемировых процессов, что, естественно, на пользу делу не идет. Хотя и у нас уже есть вузы, являющиеся частью мировой системы образования. Среди них тот же Гуриев назвал Международный институт экономики и финансов ГУ-ВШЭ, бизнес-школу "Сколково", Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского университета. К ним же следует отнести и Российскую экономическую школу, которую возглавляет эксперт. Но пока таких немного.
Проблемы низкого качества экономического образования в конечном итоге выливаются в неэффективную экономическую политику, убежден Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. Ведь ее формируют именно выпускники-экономисты.
- Разрыв между потребностями практики и вузовским образованием существовал всегда и, по-видимому, неизбежен, - в свою очередь заметил Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК.- Сегодня знания недолговечны. Все, даже самые опытные специалисты, так или иначе постоянно повышают свою квалификацию. При этом Пятенко подчеркнул, что особую актуальность приобретает кратко срочное бизнес-образование, хотя порой оно вынужденно занимается "латанием дыр" в образовании базовом.