Казалось, Роман Козак сам срежиссировал собственный уход. Ведь именно на 30 мая он пригласил критиков и гостей руководимого им театра им. Пушкина, чтобы показать свой новый спектакль "Бешеные деньги" по пьесе Александра Островского. И умер за два дня до того.
Несколько часов длилось начавшееся утром прощание и завершилось нескончаемой овацией уже перед театром: Козаку - не его гробу, но его полной достоинства и мужества жизни - аплодировала вся Москва.
Так рождаются легенды, которые потом вдохновляют новые и новые поколения людей театра. Козак, конечно, не собирался умирать - об этом говорят его последние интервью. И все же его болезнь была тяжела и смертельна. А он, пренебрегая ею, отмахиваясь как от назойливого гостя, репетировал комедию Островского - свой, быть может, самый веселый спектакль.
Красота встречает публику с самого начала. Козак пригласил для своего знаменитого сподвижника Анатолия Васильева, художника Игоря Попова, чтобы тот превратил пространство сцены в изысканный и строгий павильон. Белая стена, арка, ложные колонны, красота, игровые в своей основе изысканные платья и мужские костюмы - праздник театра, наслаждающегося самим собой. Музыка, столь важная для всех спектаклей Козака, здесь обретает предметные очертания: внизу за роялем сидит отличный музыкант и композитор Евгений Борец, аккомпанируя актерам, которые все до единого прекрасно поют. Не только Николай Фоменко, играющий сладострастного барина Кучумова, точно маску комедии дель арте.
Обаятельного и трогательного провинциала Савву Василькова играет Иван Ургант, и для него это первое после долгого перерыва возвращение к профессии. Сам Козак говорил, что для него Ургант - воплощение той неведомой генерации людей, которая умеет легко, беззаботно и честно зарабатывать большие деньги. Ургант еще не заиграл с той мерой свободы, которая должна подарить публике высокую степень сочувствия к его герою, но он уже на пути (правда и то, что спектакль, сыгранный в день похорон, - это особый случай). Его Савва эксцентричен и властен, не желая того. А между тем вся его власть - в самостийности, цельности его существа.
Влюбленный в Лидию Чебоксарову, избалованную московскую барышню, которая у Александры Урсуляк похожа на сегодняшних развязных и шикарных "селебрити", он проходит через все унижения, не замечая их, или, напротив, всем существом открываясь навстречу боли.
Александра Урсуляк играет необычайно остро; ее отповедь матери (изысканно театральная работа Веры Алентовой), где она с легкостью вычеркивает из своей жизни отца и всех, кто не может обеспечить ее деньгами, - жесткая пародия на сегодняшнее мироустройство.
Но эксцентричный Васильков-Ургант с надетым за спину пропеллером вместо донкихотского меча ведет себя с ней точно Петруччо с Катариной. Только укрощает он не строптивость, а алчность - новую болезнь девушек. И делает это с такой победительной силой, что зал начинает ликовать.
О последнем спектакле невольно тянет говорить как о заветном. Но если что и заповедовал Роман Козак своим актерам и публике - так это вкус, чувство стиля и элегантной игры. А еще - надежду на то, что страна не погибнет от напора воров и бездельников, но сможет обрести чувство достоинства.