Подписанный недавно президентом закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" активно обсуждается работниками учреждений культуры.
Театры, музеи и библиотеки поставлены перед нелегким выбором: до начала будущего года надо определиться, стать бюджетным учреждением нового типа (БУНТ) или перейти в автономное. Чем обернутся нововведения в сфере экономики культуры? На вопросы "РБГ" отвечает председатель Российского проф союза работников культуры Геннадий Парошин.
- Геннадий Павлович, новый закон вызвал немало эмоций, в том числе и протестных. Что же так взволновало культурное сообщество?
- То, что обсуждение закона проходило в сжатые сроки, в течение четырех месяцев. В конце декабря прошлого года было первое слушание, а в начале мая его уже подписал президент. Закон об автономных учреждениях принимался два года, и обсуждение было открытым, с участием общественности, творческих союзов, профсоюзов и всех заинтересованных организаций. И были учтены все мнения, внесено 400 поправок. Здесь же все происходило при закрытых дверях. Лишь только после первого чтения трехсторонняя комиссия заслушала законопроект от разработчика в лице замминистра финансов и пришла к выводу, что 2011-й станет годом переходного периода, окончательно же новый финансовый механизм начнет действовать с 2012 года. Второй поправкой стал план по платным услугам для бюджетных учреждений нового типа - БУНТ - такая вот двусмысленная аббревиатура.
Нас смущает то, что минфин считает, что с введением нового механизма финансирования непременно должно возрасти качество услуг.
- А вы здесь связи не видите?
- Откуда же ей быть, если на повышение квалификации людей, занятых в бюджетной сфере, не закладывается ни копейки. Улучшение качества услуг невозможно также без введения новых технологий, улучшения материально-технической базы театров, библиотек, музеев и музыкальных школ. Но со стороны государства в законе для этого ничего не предусмотрено. А качество должно возрасти.
- Так чего же ожидать?
- Уменьшения числа бюджетополучателей, об этом в минфине говорят открыто. Сейчас в РФ более трехсот тысяч бюджетополучателей, по мнению министерства, это много, отсюда и разговоры об оптимизации сети учреждений культуры. Но надо сказать, что это намерение входит в противоречие с основополагающими принципами демократии, поскольку согласно Конституции РФ, гражданин (он же - налогоплательщик) имеет право на доступ к культурным ценностям. Он с подоходного налога уже оплатил существующую сегодня сеть учреждений культуры. То есть наличию библиотеки или клуба на селе, к примеру, мы обязаны карману налогоплательщика. А в соответствии с новым законом учредитель (заметьте, учредитель, а не сход граждан - потребителей этих услуг) может принять решение о закрытии этого учреждения. В минфине уже готовится особый порядок ликвидации бюджетных учреждений нового типа. Так вот теперь будет решать учредитель, закрывать библиотеку или объединять два театра - кукол и ТЮЗ. И это смущает, как и вопрос с госзаданием. Это понятие было введено в 2006 году законом об автономных учреждениях. О чем речь? О финансировании определенной программы жизнеобеспечения БУНТ. О сметах теперь придется забыть. В театрах никак не возьмут в толк, какие критерии оценки, какие показатели могут быть применены при выполнении госзадания - наполняемость зала, количество зрителей или число новых постановок? Но ведь новая постановка может и провалиться, а может вызвать аншлаг. Но задание будет выполнено, ведь постановка осуществлена.
- Так что, назад в прошлое с его планированием?
- По части необеспечения гласности во время обсуждения закона - да. Теперь все будет зависеть от пакета документов из 94 нормативных актов, которые подготовят до конца года для обеспечения этого закона. Будет ли минфином учтена специфика всех и вся, я не уверен. Задача максимально сэкономить на бюджетной сфере, тем самым обеспечить наполнение бюджета. А то, что учреждения культуры становятся субъектами рынка услуг и попадают в зону риска по поводу своей финансовой деятельности, - это остается за кадром. И самое главное, что смущает? Что, перейдя в бюджетное учреждение нового типа, учреждение теряет право субсидиарной ответственности учредителя. И есть риск, что учредитель не будет гасить его долги. Тогда наступает банкротство.
Схлопнется сама сеть учреждений культуры. Сократится число работников, работодатель будет стараться сокращать расходы. Да, может зарплата вырасти у тех, кто останется. Но в сфере культуры работают бессребреники. Иногда спрашиваешь, что важнее: повысить зарплату на 500 рублей (как повышают сейчас) или же сохранить рабочее место? Как правило, выбирают второе.
- Скажите, а есть ли сторонники этой реформы бюджета? Может, кто-то из числа новых менеджеров?
- Правильный вопрос. На недавнем заседании СТД такой шум-гул пошел, когда кто-то из выступающих сказал, что сейчас мэтров стало меньше, а все - менеджеры... Так вот менеджеры и понадобятся под этот закон. То есть директора театров, директора библиотек, директора музеев. И это будут не наши известнейшие люди, которые сегодня обеспечивают творческие процессы и процессы развития...
- Понятно, нужен будет управленец.
- Управленец по регулированию финансовых потоков. Их сейчас практически нет. Но они должны быть или первыми, или вторыми людьми в наших учреждениях культуры.
- Каково участие профсоюзов в этом процессе перехода на новые рельсы?
- Мы будем ориентировать наши организации и работодателей на обязательное наличие пакета или всего набора локальных нормативных актов, которые необходимы для организации социальной защиты работников. Главное, чтобы никто не пострадал в переходный период.
Должны быть обязательно коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение по заработной плате, положение о стимулирующих выплатах и так далее.
Очень важно, чтобы были письменные индивидуальные трудовые договоры на переходный период и на год после вступления новой системы. 2011 год не должен принести массовых сокращений.