Несмотря на бурный рост отрасли в городах, в сельской местности ситуация c розничной торговлей оставляет желать лучшего: далеко не в каждом населенном пункте есть хотя бы одна торговая точка. Региональные власти пока не видят в этом большой проблемы, однако факт остается фактом - глубинка обезлюдела из-за неразвитости социальной, в том числе торговой, инфраструктуры.
Это стало темой обсуждения на "круглом столе" "Развитие торговли в сельской местности и взаимодействие с местными производителями", в котором приняли участие представители региональных властей, антимонопольной службы, торговых организаций.
Хотя в некоторых районах федеральные и региональные торговые сети не представлены, проблем с насыщенностью товаром там нет, считает первый заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Алексей Поликашин.
- Торговым сетям для безубыточной работы необходим большой покупательский поток, который в ряде малолюдных северных районов области обеспечить невозможно, - сказал Поликашин корреспонденту "РГ". - Однако там в торговле активно работают малый бизнес и предприятия потребкооперации.
Что касается взаимодействия торговых сетей с местными (расположенными в сельских районах) товаропроизводителями, то оно осложняется особенностями сетевой логистики. Товар, например, фирмы-сельхозпереработчика из Кулебак не может напрямую попасть на полку сетевого магазина, расположенного в том же Кулебакском районе. Сначала товар доставляется на склад торговой сети в Нижнем Новгороде, а уже затем централизованно развозится по всем торговым точкам. Местные производители реализуют свою продукцию или через собственные фирменные магазины, или через торговые точки местных предпринимателей.
- В регионе действует программа "Покупай нижегородское", нацеленная на повышение качества товаров местных производителей, - говорит Алексей Поликашин. - Мы хотим с ее помощью добиться, чтобы наши товары присутствовали во всех региональных и федеральных сетях. Примеры взаимовыгодного сотрудничества нижегородских товаропроизводителей из сельских районов с сетевиками уже есть.
- Большинство нижегородских производителей в нашей торговой сети уже представлены, - утверждает заместитель председателя правления по торговле Нижегородского облпотребсоюза Юрий Тихонов. - Сельская торговля современного формата организована облпотребсоюзом в девяти районах. Специальные отметки показывают покупателю, местная ли это продукция, является ли она новинкой. В последнее время мы открываем в области по 50 магазинов современного формата в год. Конечно, существует проблема с торговлей в малонаселенных пунктах. Особенно тяжелая ситуация складывается в осенне-зимний период, когда дачники уезжают в город. Так, я знаю, что в некоторые населенные пункты, где проживают 20-30 человек и нет магазина, продавцы из близлежащих сел самостоятельно добираются на лыжах - проселочные дороги никто не чистит - с нехитрым продуктовым набором в рюкзаке. Иначе живущие там пенсионеры просто начнут голодать.
По мнению руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаила Теодоровича, региональная программа развития торговли тесно связана с программой защиты конкуренции.
- К принятию этих программ область шла очень долго, - говорит глава регионального антимонопольного ведомства. - На фоне остальных регионов мы выглядим достойно: у нас есть план их реализации, набор индикаторов и показателей для работы. Частные торговые сети - это ресурс, для которых работа в сельской местности - лишь стратегический инструмент. Действительно, в отдаленных населенных пунктах существует потребность в широком выборе товаров. Одновременно существует угроза запустения сельской местности. Плотность населения в ряде районов находится на критически низком уровне. Именно торговля могла бы закрепить людей на местах.
Что же необходимо предпринять, чтобы решить эту проблему? Нужно идти от запросов населения, - предлагает Михаил Теодорович. Отправить в районы социологов, определить спрос и приемлемый уровень цен. После такого исследования станет ясно, куда направить государственные усилия в этой сфере.
- Мы со своей стороны готовы предложить механизмы для осуществления данных мероприятий, - говорит Теодорович. - Но инициатива развития торговли на селе должна идти от местных жителей и муниципальных властей. Только так мы сможем увидеть: что, для кого, когда и в каком объеме делать.
Безусловно, в сельской местности необходимо создавать новые рабочие места, иначе ни о каком развитии торговли там и речи быть не может.
- Одно рабочее место в торговой сети способно прокормить не только самого работника, но и двух членов его семьи, - сказал "РГ" директор нижегородского филиала одной из федеральных торговых сетей Иван Михайлов. - Ритейлерам невыгодно открывать магазины в поселках с населением в несколько сот человек. А к населенным пунктам, где проживают 2-3 тысячи граждан, уже появляется интерес. По крайней мере в райцентрах с десятитысячным населением торговые сети уже работают, и весьма успешно.
Прибыльность таких магазинов, конечно же, не идет ни в какое сравнение с финансовыми показателями работы торговых точек в мегаполисах. Однако ритейлеры уже готовы довольствоваться и минимальной доходностью от своих сельских магазинов.