01.06.2010 00:44
Экономика

Стратегические предприятия оставят за бортом своих кредиторов

Стратегические предприятия оставят за бортом своих кредиторов
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №19 (752)
Читать на сайте RG.RU

Минэкономразвития собирается пересмотреть правила банкротства стратегических предприятий. Ведомством подготовлен законопроект "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций".

Новые инициативы минэкономразвития, по мнению экспертов, делают банкротство стратегических предприятий затруднительным, существенно защищая их. Однако, предоставляя "стратегам" гарантии, по сути, государство освобождает их от долгов.

Как пояснил Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", законопроект существенно повышает защищенность оборонных предприятий. "Самые важные изменения коснулись процедуры наблюдения - теперь она будет длиться значительно дольше за счет того, что управляющий помимо анализа финансового состояния обязан провести оценку имущества, не входящего в производственно-технологический комплекс, - говорит эксперт. - И следующие процедуры банкротства вводятся только в том случае, если сумма кредиторских требований превышает стоимость этого имущества, иначе дело о банкротстве будет прекращено - это самая серьезная новелла законопроекта".

Помимо этого, по словам Эдуарда Олевинского, собранию кредиторов запрещено останавливать профильную производственную деятельность предприятия, арбитражный управляющий не имеет права отказываться от исполнения сделок - а это обычная мера, к которой прибегают в процедуре банкротства для прекращения убыточной деятельности. Российской Федерации или госкорпорациям законопроект дает право приобретать производственно-технологический комплекс стратегического предприятия без торгов по цене оценки.

При этом, по мнению эксперта, в документе есть и спорные моменты. К примеру, установлены очень жесткие временные рамки оплаты приобретенного имущества - один месяц с момента подписания протокола об итогах торгов. "Передать имущество в такие сроки сложно - очень много времени уходит на регистрационные процедуры, на заключение самого договора купли-продажи, - говорит эксперт. - Очевидно, что законопроект защищает должника - нормы в основном направлены на исполнение гособоронзаказа, кредиторы же будут вынуждены ждать погашения долгов до шести лет. Но, с другой стороны, речь идет не о рядовых предприятиях, и такое ограничение можно считать оправданным. В целом в случае принятия этого законопроекта стратегические предприятия если и можно будет обанкротить, то только с сохранением их главной функции - обороны страны".

Иван Кидяев, адвокат МКА "Арутюнов и партнеры", считает, что законопроект формально подходит к решению проблем банкротства стратегических предприятий. В нем ужесточены требования к арбитражным управляющим, а именно они должны провести не менее 3 процедур банкротства, из которых не менее одной завершились прекращением производства в связи с восстановлением платежеспособности должника, или в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, или в связи с заключением мирового соглашения. При этом не до конца решен вопрос относительно того, кто должен доплачивать кредиторам в случае недостаточности активов стратегической компании. В документе закреплено, что при отсутствии или недостаточности у должника стратегической организации, имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня установления данного обстоятельства направляет данные сведения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Однако из законопроекта не ясно, обязан ли данный государственный орган исполнять обязательство перед кредиторами в полном объеме. "Законопроект не обязывает государство доплачивать кредиторам стратегических организаций в случае нехватки у должника денег и активов. Поправки представляют возможность для ухода должника от обязательств, а также для отмывания непорядочными чиновниками государственных денег", - отметил эксперт.

Бизнес