02.06.2010 00:48
Экономика

Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга работает на пределе возможностей

Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга работает на пределе возможностей
Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №0 (5197)
Читать на сайте RG.RU

Грузовикам полностью запретили въезд в город днем и существенно ограничили ночное передвижение.

Вынужденная мера станет одним из элементов обновленной городской стратегии транспортно-логистического комплекса Северной столицы.

Сверху видно все

Особые надежды в оптимизации транспортных потоков на улицах города возлагаются на спутниковую систему ГЛОНАСС. Как рассказал на заседании правительства Санкт-Петербурга председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул, в систему спутникового слежения планируется включить весь так называемой "публичный транспорт", то есть машины милиции, скорой помощи, уборочную технику, а также общественный транспорт.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. В начале мая подведены итоги конкурса на оснащение аппаратными средствами ГЛОНАСС городских автобусов, трамваев и троллейбусов. До конца года компания-победитель должна поставить 1535 систем бортового оборудования на общую сумму 78 миллионов рублей. Мониторинг дорожной ситуации и перемещения транспорта в режиме реального времени с помощью ГЛОНАСС позволит повысить безопасность движения, а также даст возможность управлять транспортными потоками для оптимизации нагрузки на дорожную сеть.

Эх, дороги...

Ожидается, что к 2015 году объемы внешнеторговых перевозок, осуществляемых через Санкт-Петербург, увеличатся до 81 миллиона тонн, а к 2030 году - до 115 миллионов. Между тем пропускная способность городской дорожной сети оставляет желать лучшего. Поэтому уже наступающим летом грузовики в ночное время пойдут только по "грузовому каркасу". Список магистралей, на которые будут допущены фуры, сейчас уточняется.

Между тем Санкт-Петербург пронизан сетью железных дорог: все пассажирские вокзалы находятся в центре, многие грузовые сортировочные станции - в черте города. Движение поездов осуществляется круглосуточно, и закрытие железнодорожных переездов создает дополнительные трудности. По словам Николая Асаула, для снижения остроты проблемы новая стратегия предусматривает ликвидацию 31 переезда на малоиспользуемых железнодорожных путях, еще 19 переездов будут реконструированы в двухуровневые развязки. Финансировать проект планируется за счет федеральных субсидий с участием городского бюджета.

По волнам

Звание морской столицы России Петербург пока тоже не может нести с честью. В городе не хватает стоянок для принятия туристических яхт, не говоря уже о том, что для иностранных яхтсменов нет ни одного пункта пропуска. Стратегия предусматривает, что под эти цели будет реконструирован Центральный яхт-клуб на Петровской косе, еще один пункт пропуска планируется создать в форте Константин в Кронштадте.

Проект по выводу пассажирских судов из Большого порта Санкт-Петербург в терминалы "Морского фасада" продолжает набирать обороты. Вторая очередь комплекса для приема паромных судов должна быть запущена в октябре, а на предстоящий туристический сезон "Морской фасад" уже загружен с избытком - четыре круизных судна придется по-прежнему обслуживать в Большом порту. В следующем году ситуация останется такой же напряженной, так как интерес к паромным и круизным путешествиям растет. В этом году начал курсировать паром между Санкт-Петербургом и Хельсинки, в будущем ожидается открытие линии с Норвегией.

Одновременно с выводом пассажирских судов из Большого порта Санкт-Петербург должна была начаться его реконструкция. Однако финансирование этих работ по федеральной целевой программе остановлено, а за счет городского бюджета и средств инвесторов задачу не решить. Губернатор Валентина Матвиенко пообещала активизировать работу в этом направлении.

- Это "окно в Европу" для всей страны, и Российская Федерация должна о нем заботиться, - подчеркнула она. - Если проблема не найдет своего отражения в финансировании ФЦП, мы будем принимать адекватные меры со своей стороны.

Пробки в воздухе

О том, что мировой экономический кризис закончился, свидетельствуют и вновь возросшие пассажиропотоки в петербургском аэропорту Пулково. В докризисный 2008 год через воздушные ворота Северной столицы прошли 7,5 миллиона человек, и это практически предел пропускной способности аэропорта. В этом году ожидается уже 8 миллионов пассажиров. Особую нагрузку Пулково предстоит выдержать в июне, когда начнут прибывать участники Петербургского международного экономического форума и гости 300-летнего юбилея Царского Села.

В конце апреля аэропорт перешел под управление международного консорциума, которому Валентина Матвиенко поручила разработать специальный план работы с пассажиропотоками на лето. Самое пристальное внимание в нем будет уделено организации досмотра пассажиров.

В особом режиме петербургскому аэропорту придется работать до 2013 года, когда по плану должен быть введен в строй новый пассажирский терминал Пулково-3. Первую сваю на строительной площадке планируется забить в дни экономического форума, но подготовка площадки будет вестись в течение всего лета.

К моменту начала работы нового терминала планируется также построить подъездные дороги, бизнес-центр и гостиницу, провести работы по расширению перрона. Параллельно будет идти реконструкция грузовой зоны аэропорта. Кроме того, должна заработать первая линия так называемого легкого метро. "Наземный экспресс" свяжет "воздушные ворота" с центром Северной столицы.

Вдогонку

Фактически в ближайшее время Петербургу придется "немного потерпеть". Экономический провал 1990-х годов привел к отставанию транспортной инфраструктуры города от его насущных потребностей примерно на 10 лет. Губернатор Валентина Матвиенко подчеркивает, что за счет бюджета и средств инвесторов проблемы города не решить, поэтому необходимо добиваться федерального финансирования.

А пока планируется делать то, на что средства есть. Этим летом власти просят автомобилистов ограничить использование личного автотранспорта. После аномально снежной и холодной зимы городу предстоит отремонтировать 5 миллионов квадратных метров городских улиц, большинство из которых относятся к магистралям с интенсивным движением. Из городского бюджета на ремонт уже выделено 8 миллиардов рублей.

Авиатранспорт Водный транспорт Железные дороги Санкт-Петербург Северо-Запад