03.06.2010 07:10
Культура

В Москве проходит вторая столичная биеннале архитектуры и ежегодная выставка "Арх Москва"

Каким будет город будущего - решали на архитектурной выставке в Москве
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №120 (5199)
Читать на сайте RG.RU

В Москве в Центральном доме художника проходит вторая столичная биеннале архитектуры и ежегодная выставка "Арх Москва".

Главным вопросом, который обсуждают архитекторы со всего мира, стал "Город будущего".

Свою концепцию и взгляд на современную архитектуру представил на биеннале Питер Айзенман, который впервые приехал в Россию по приглашению журнала AD/Architectural Digest (ИД Conde Nast). Айзенман получил образование в трех университетах - Корнельском, Колумбийском и Кембриджском, он один из немногих обладателей редкой сейчас для архитекторов докторской степени и учитель практически всех звезд современной архитектуры.

Город из камня и земли

Айзенман известен своими оригинальными, нонконформистскими проектами, такими, например, как Мемориал уничтоженным евреям Европы в Берлине, стадионом "Аризона Кардиналс" в США, Центром дизайна и искусств Аронофф в Цинциннати.

В Москве на мастер-классе для студентов Айзенман предстал настоящим социалистом от мира архитектуры. И это при том, что обычно проекты Питера стоят сотни миллионов долларов.

Мистер Айзенман считает, что современный архитектор должен противостоять влиянию капитала, целью которого является подмена архитектуры дизайном. Айзенману крайне не нравятся современные "лентяи от архитектуры", которые в качестве концепции комкают бумаги, бросают их в мусорную корзину, потом наугад достают оттуда помятый листок и говорят, что это и есть проект нового здания.

- Что способствует развитию архитектуры? - говорит Айзенман. - Парадокс. Все протестное намного честнее, чем сделка.

Архитектор подтвердил свои тезисы на примере "Города культуры", который он сейчас строит в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Город словно вырезан в толще холма и напоминает археологические раскопки.

- На конкурсе в 1999 году мы предложили встроить город в картографические и топологические линии пространства, места, где ему предстоит быть, - объясняет суть проекта архитектор. - Ежегодно пилигримы со всех концов света отправляются в знаменитый городской собор, где хранятся мощи апостола Якова, одного из учеников Иисуса. Раз в 12 лет, 25 июля - день великомученика Святого Якова - выпадает на воскресенье. В такие Священные годы всем паломникам Бог дарует особую милость - полное отпущение грехов. В город пребывает до восьми миллионов человек. Так что проект "Города культуры" крайне важен для региона. Почему мы выиграли? Потому что все остальные предлагали построить здания. Но только не мы.

Действительно архитектурный комплекс Айзенмана обычными домами никак не назовешь. Чтобы спроектировать три пары зданий, которые бы были между собой созвучны по примеру джазового секстета (комплекс образуют: Музей истории Галиции и Технологический центр, Музыкальный театр и Административный центр, Национальная библиотека Галиции и Архив печатных изданий), Айзенман изучил пути средневековых паломников в Сантьяго, топографию и топологию места. Сделав трехмерные модели пространства и совместив их, архитектор и получил прообраз своего проекта. Задействовав ландшафт, Айзенман создал естественный симбиоз архитектуры и природы, занимающий территорию в 150 тысяч квадратных метров.

Выход там, где вход

Идею наслоения различных следов, найденных на участке, причем не только визуальных, но и исторических, символических, абстрактных, гипотетических и так далее, Айзенман развивает давно и последовательно. Наибольшее влияние на архитектора оказал французский философ Жак Деррида, автор теории деконструктивизма, утверждающий, что любому началу предшествует сплетение исторических и культурных следов, вписанных в топографию местности.

Из архитектурных новинок - на домах нет антенн и труб, все коммуникации спрятаны в зазоре под крышей, получилось шесть внушительных каменных холмов, причем благодаря разломам, похожим на разрывы скальных пород, находясь в одном доме, можно увидеть другой практически целиком.

- Для меня главное в архитектуре - придать земле объем и форму, дать ей фигуру. Я не считаю, что архитектура - это нечто отдельное, что просто стоит на земле, - говорит Айзенман. - Я хочу, чтобы архитектура призывала к гуманизму. Заставляла людей чувствовать беспокойство по поводу вещей, которые нам дороги и милы.

Пирамида с подогревом

На архитектурном биеннале речь шла не только о городах новых, но и о том, как сделать города уже существующие более современными и комфортными для жизни человека.

Так куратор биеннале голландец Барт Голдхорн главной задачей для архитекторов определил не освоение новых пространств, а развитие - перестройку уже существующих. К этому современных архитекторов подталкивает меняющаяся демографическая и экономическая ситуация, изменение климата.

Группа голландских архитекторов представила на выставке свой план модернизации российской Перми. Архитекторы предположили, что главный враг города - частный автомобиль. Он создает пробки, загрязняет экологию. Поэтому в живом пространстве города предпочтение нужно отдавать пешеходным и прогулочным зонам, а также - дорогам для общественного транспорта. Город голландцы предложили развивать не в ширь, что затруднит коммуникацию, а в высоту. Сделать Пермь компактной, в идеале - расположенной только на одном берегу Камы. Осваивать овраги и наметить в Перми только одну высотную доминанту, вокруг которой и будет сконцентрирован город.

Обсуждали на биеннале и то, как улучшить ситуацию в самых депрессивных городах России - расположенных на Крайнем Севере. Главная проблема заполярных городов - дефицит солнца, приводящий к суицидальным настроениям, болезням и общему упадку сил. Архитектурно-дизайнерский ответ природным невзгодам предложили разработчики из фонда "Человек и человечество". Их идеи перекликаются с тем, что предложили голландцы для Перми. Городам нужна одна зрительная доминанта плюс - яркие цвета. Главными в городах предлагают сделать пирамидообразные здания синего цвета, в которых разместятся развлекательные центры. Пирамиды будут подогреваться снаружи и изнутри, а сквозь прозрачную верхушку можно будет любоваться звездами и даже северным сиянием.

Жить в картине

Традиционно на биеннале свои проекты представляли студенты высших учебных заведений, те, кто будет определять архитектурный облик городов в самом ближайшем будущем. Одной из тем для обсуждения молодых архитекторов стало "Развитие маленького среднерусского городка". К примеру, для маленького города Крапивна в Тульской области студенты предложили построить маленький завод по производству наливок, предоставив таким образом рабочие места и развивая народные промыслы.

Еще из идей - расцветить панельные дома при помощи графического изображения классических картин русских художников. Так население будет лучше знать свое художественное наследие, да и жить, к примеру, в "Утре в сосновом бору" Шишкина, размером на весь фасад, будет интереснее.

Культура Москва Столица