В преддверии Всемирной шахматной Олимпиады и конгресса ФИДЕ, на котором состоятся выборы руководителя этой спортивной федерации, в Москве побывал первый вице-президент ФИДЕ, президент Шахматной федерации Греции Георгеос Макропулос.
Господин Макропулос поделился с журналистами, в том числе и с корреспондентом "РГ", своими впечатлениями от хода избирательной кампании. Напомним, что на данный момент в ней участвуют два россиянина: действующий глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и 12-й чемпион мира Анатолий Карпов. Но в самом начале брифинга Георгеос Макропулос заинтриговал собравшихся:
- Открою вам секрет: до 28 июня, то есть до дед-лайна подачи официальных документов, о своем желании баллотироваться на пост президента ФИДЕ заявит еще один кандидат, причем не от России.
Несколько кандидатов - хороший знак. Во время предвыборной кампании появляется возможность обмениваться мнениями, предложениями, новыми идеями по поводу дальнейшего развития шахмат. И в этом здоровом диалоге могут участвовать все заинтересованные лица: кандидаты, игроки, руководители, любители шахмат. Жаль, сейчас ситуация складывается совсем не в таком ключе. Команда оппонентов, команда Анатолия Карпова задает неверный тон всей предвыборной кампании.
Российская газета: Вы имеете в виду его обвинения в коррупции, которая якобы процветает в ФИДЕ?
Георгеос Макропулос: В том числе и их. Как только в 1995 году Кирсан Илюмжинов стал президентом федерации, пошли разговоры о том, что этот обеспеченный человек начнет отмывать с помощью ФИДЕ деньги. Анатолий Карпов и подобные ему люди попытались вспомнить и раскрутить эту тему под выборы. Когда они уже устанут и успокоятся?! Давайте обратимся к фактам. За 15 лет в нашей организации не было ни одной неучтенной сотни долларов. В этом может убедиться каждый. Ведь ФИДЕ, и я нисколько не преувеличиваю, одна из самых демократических федераций. Все заседания, даже президентского совета, проходят в открытом режиме. Протоколы можно прочитать в Интернете. Аудиторские отчеты всемирно известной компании "Эрнст энд Янг" также публикуются. В ревизионной комиссии у нас по традиции работают люди из оппозиции. Два из трех членов - изначально критически настроены по отношению к ФИДЕ. И у них ни разу не возникло вопросов ни по одному доллару.
РГ: Федерация хотела подавать на Карпова в суд за клевету. Получила ли эта идея какое-то развитие?
Макропулос: ФИДЕ и лично Кирсан Илюмжинов с большим уважением относятся к игрокам. Обратите внимание: в своих интервью он никогда не опускается до обвинений. Более того, он никогда не стремится наказать своих противников. Я знаю, насколько неприятно ему подавать иск на Анатолия в суд. Но ведь затронута репутация, имидж уважаемых людей и всей ФИДЕ. Мы не хотим наказывать Карпова. Мы просто хотим, чтобы Карпов понял, что своими небылицами он вредит шахматам. Мы ожидали от чемпиона мира, уважаемого человека в мире шахмат, конструктивных предложений. А вместо этого - грязь, чернуха. Кстати, в самом начале кампании он предположил, что подобную игру будем вести именно мы, используя против него нелицеприятные газетные заметки. С нашей стороны - ничего. А господин Карпов обвиняет ФИДЕ то в коррупции, то в запугивании людей, которых он пытается привлечь в свою команду. И опять же никаких фактов, имен, доказательств. А я между тем могу привести конкретный пример: представители Карпова угрожали экс-президенту Шахматной федерации США, которую пригласили в команду Илюмжинова.
РГ: К разговору о подтверждениях, фактах, документах: можно ли считать Анатолия Карпова официальным кандидатом на пост президента ФИДЕ?
Макропулос: От Карпова никаких официальных документов пока не получено. Хотя у него еще есть время до 28 июня. Однако от Российской шахматной федерации пришло письмо, в котором председатель Наблюдательного совета Аркадий Дворкович объявляет, что Россия поддерживает Илюмжинова. По идее, по уставу ФИДЕ, кандидат в президенты может номинироваться только от своей страны или от федерации, членом которой является определенное время. Впрочем, он может просто приехать на Генеральную ассамблею и попросить допустить его команду к выборам. Думаю, проблем не возникнет. Но это такая лазейка. А если говорить об официальной процедуре, то слова о поддержке Франции и Германии - не аргумент. Нужны бумаги, но никаких официальных заявок к нам не поступало. Мы - демократическая организация и рады конкуренции на выборах президента. Лишь бы она проходила в рамках демократической, цивилизованной борьбы.
РГ: В списке, которым так гордится сам Карпов, не только эти две страны. Там, по его словам, их порядка 20-30.
Макропулос: Вероятно, у Анатолия проблемы с подсчетами. Даже на сайте его предвыборной кампании названы около 20 государств. Но мы четко знаем, что некоторые страны из списка точно поддерживают Илюмжинова. Не буду пока конкретизировать, так как это часть нашей предвыборной борьбы. Но, на мой взгляд, реально у Карпова есть поддержка 12 стран. Вы спросите, откуда появились завышенные цифры. Карпов просто распространял заведомо ложную информацию о том, что Илюмжинов не будет выставлять свою кандидатуру на выборах. Таким нечестным путем он получил несколько голосов. Но теперь люди разобрались в ситуации. Кстати, Каропов многие годы является представителем ФИДЕ в МОК. Его вклад в развитие и популяризацию шахмат с этой точки зрения, увы, пока равен нулю.
РГ: А сколько федераций поддерживают Илюмжинова?
Макропулос: По моим данным, абсолютное большинство. Всего на Генеральной ассамблее право голоса имеют 169 стран. Даже если будет третий кандидат, второго тура не понадобится. И еще я хочу подчеркнуть, что голосуют не только за Илюмжинова, а за всю его команду в целом.
РГ: Сейчас в ФИДЕ действует система "одна страна - один голос". Но есть желающие ее изменить...
Макропулос: Такое желание есть у западно-европейских стран и Америки, и направлено оно на то, чтобы получить контроль над ФИДЕ. А Карпова в данной ситуации используют как "троянского коня". На мой взгляд, России это не нужно. У нее и без того сильнейшие позиции в шахматном мире.