Что такое "Формула власти"? Пособие для начинающих политиков, знаменитая телепередача, книга или бренд, перед которым открываются все двери? Все это соответствует действительности, когда речь идет о "Формуле власти" с Михаилом Гусманом.
В среду министр иностранных дел Сергей Лавров и генеральный директор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко презентовали вторую книгу "Формула власти", вобравшую в себя 60 интервью с королями и королевами, президентами и премьерами.
Но каждый из этих мировых лидеров невольно попадал под власть того, кто "командовал парадом" звезд мировой политики. "Формула власти" сродни "Формуле один" - те же безумные скорости, взволнованная публика и главные герои, к которым приковано внимание всего света.
Возможно, по законам жанра, интервью с автором и, по сути, главным действующим лицом этой книги Михаилом Гусманом следовало дать в самом конце статьи. Но слишком трудно удержаться от того, чтобы не предоставить слово человеку, без которого первые лица власти стали бы для российского читателя и телезрителя просто далекими и, возможно, скучными персонажами политической хроники.
Российская газета: Вы знаете многих из тех, кто делает мировую политику. Кто из них произвел на вас самое сильное впечатление и что вам запомнилось больше всего за время поездок?
Михаил Гусман: Я так построил свою жизнь, что стараюсь всегда делать то, что мне интересно самому. Мне с божьей помощью это в жизни удавалось. Конечно, проект "Формула власти", наверное, самое интересное, чем я занимался в жизни.
Поверьте на слово, из всех 168 интервью с главами государств разных стран мира не было ни одного, которое я бы назвал проходным, не важным или для меня не значащим. В каждом из них было для меня что-то особенное, какое-то открытие, какое-то откровение, какие-то особые нюансы.
Независимо от того, говорил ли я с лидером великой страны, говорил ли я с лидером страны малоизвестной, встречался ли я с человеком, который уже много лет находится у власти или только занял свой пост. Но во всех случаях для меня эти беседы были очень важными и ценными. Поэтому, по справедливости, я бы не хотел выделять ни одно интервью. Хотя, конечно, на экране, может быть, какая-то программа выглядела чуть интересней. Но для меня каждая встреча была особенной. И каждая осталась в памяти навсегда.
РГ: Скажите, есть ли герои, с кем бы вы хотели перезаписать интервью? Когда вы сегодня понимаете, что могли сделать материал более интересным?
Гусман: Перезаписать - нет. Но есть много людей, с кем я имел честь беседовать, с которыми я хотел бы вновь встретиться. В свое время у Михаила Светлова, великого советского поэта, спросили: кто лучший поэт? Он ответил так: в мире было много хороших поэтов, но обедать я хотел бы с Пушкиным.
Так вот, я позволю себе некоторое нахальство, но среди тех почти 200 героев, у кого я брал интервью, есть очень многие, с кем мне хотелось бы пообедать, как Светлову с Пушкиным. В том смысле, что поговорить по душам, выйти за рамки официальной беседы.
Это уникальные личности, удивительные, яркие, необычные люди. Именно это вызывает во мне не только уважение, но и человеческую симпатию к подавляющему большинству моих собеседников.
РГ: Общаясь с политическими лидерами такого калибра, у вас не возникало желания сделать политическую карьеру?
Гусман: Никогда. Я человек очень далекий от карьеры политической. Да, я не чужд карьерных интересов, но отнюдь не в сфере политики.
Сегодня "Формула власти" - это бренд, хорошо известный в мире. Как рассказал министр иностранных дел Сергей Лавров, во время зарубежных визитов президент России Дмитрий Медведев на встречу со своими коллегами нередко берет соответствующим образом оформленный диск с интервью Михаила Гусмана. И попадает в точку. Собеседники российского лидера - герои передач "Формула власти" всегда с благодарностью принимают такой подарок.
Впрочем, как пошутил министр, когда российские послы помогают Гусману договориться об очередном интервью с главой государства или правительства, то они всегда достигают успеха, произнося одну ключевую фразу. Фраза такая: "Не волнуйтесь, сложных вопросов не будет".
Однако, по словам министра, он смотрел многие интервью, знакомился с их распечатками и "может просто снять шляпу перед талантливым постановщиком, который действительно конструктивно ведет беседу". Но это,
считает глава МИДа, отнюдь не ограничивает ведущего "Формулы власти", и он обрушивает на собеседников какие-то высказывания, которые делают по-настоящему интересными эти журналистские материалы. "Мне очень приятно, что вы ассоциируете МИД с этим проектом", - добавил Лавров.