03.06.2010 16:24
Общество

Из закрытых шахт Пермского края ежегодно выливается в реки 20 миллионов кубометров загрязненных вод

Тонны опасных веществ ежегодно попадают в реку Каму из заброшенных шахт
Текст:  Константин Бахарев (Пермь)
Российская газета - Неделя - Пермский край: №0 (5199)
Читать на сайте RG.RU

Закрытые шахты Кизеловского угольного бассейна стали экологической бомбой замедленного действия.

Депутаты Законодательного собрания Пермского края решили направить запрос на имя председателя контрольно-счетной палаты РФ Сергея Степашина с просьбой разобраться, насколько эффективно потрачены из федерального бюджета средства на строительство опытно-промышленной установки по очистке шахтных вод в Кизеловском угольном бассейне. С ее помощью власти рассчитывали предотвратить масштабную экологическую катастрофу. Но сегодня ее опасность увеличивается с каждым днем. Ведь строительство готовой на 90 процентов установки решено прекратить. Потраченные на ее возведение более 138 миллионов рублей практически выброшены на ветер.

Этой весной приехавший в гости в Губаху житель Перми перешел вброд в сапогах маленькую речушку с водой странного ярко-желтого цвета. Утром следующего дня он с удивлением увидел, что от сапог остались только подошвы. От воздействия воды резина растворилась.

Из заброшенных угольных рудников в огромных количествах истекают загрязненные воды. В среднем интенсивность излива шахтных вод составляет 2,5 тысячи кубометров в час или свыше 20 миллионов кубов в год. Поступая в поверхностные водные объекты, они радикально изменяют гидрохимический режим, делая их безжизненными.

- В бывших угольных шахтах Кизеловского бассейна содержится огромное количество серы, - говорит Анатолий Лепихин, академик Российской академии естественных наук, директор Камского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов. - В результате в ходе химических реакций образуется серная кислота, которая вместе с водой изливается из шахт. Кроме того, в этих водах содержится очень много железа и марганца. Уровень железа, по нашим данным, превышает предельно допустимую концентрацию в 10000 раз! Реки, протекающие в этом районе, под воздействием шахтных стоков, приобретают ярко-красный цвет. Водоемы сейчас стали практически необитаемыми. А на берегах этих рек живут люди, чьи заборы после ежегодного половодья становятся желто-красными. На огородах, попавших под такие разливы, как правило, ничего не сажают. Растет число онкологических заболеваний, особенно среди детей.

В свое время, при ликвидации шахт, полагали, что при их затоплении излив шахтных вод резко уменьшится, тем самым и решится проблема кислых шахтных вод Кизеловского угольного бассейна. В первые годы после затопления эти прогнозные оценки оправдывались. Однако затем излив начал увеличиваться, достиг прежних объемов, а содержание загрязняющих ингредиентов в них даже существенно возросло. Такие большие реки, как Южная и Северная Вильва, Яйва, Косьва практически на всем своем протяжении имеют огромные донные отложения железа, вымытого из шахт. Именно они и окрашивают воду в яркие, ядовитые цвета. Сейчас красные шахтные воды дошли уже до Александровского района, расположенного в ста километрах от заброшенных рудников. И везде на дне копится железо и марганец.

Например, в устье Северной Вильвы при впадении ее в Яйву уже накопились двухметровые химические наслоения. По подсчетам специалистов, здесь находится более 50 тысяч тонн отложений, содержащих гидроокись железа. Сейчас имеются даже планы по добыче металлов из этих донных отложений.

- По сути, это экологические бомбы, заложенные в наших реках, - констатирует Алексей Лепихин. - По кизеловским рекам металлы и кислоты плывут в Камское водохранилище и дальше, в сторону Перми. Наши природоохранные учреждения сейчас буквально шельмуют разные малые предприятия за сброс неочищенных стоков, и в то же время не принимается никаких мер по очистке очень загаженных водоемов.

Проблема в том, что, когда существовало объединение "Кизелуголь", оно несло ответственность за сброс шахтных вод в реки. Ее как-то очищали, проводили экологические мероприятия. А сейчас на протяжении уже почти двадцати лет после закрытия шахт этим вопросом не занимается никто.

Причем в последние годы практически перестали заниматься и измерением количества кислот и металлов в уральских реках. По мнению ученых, это просто некому делать, и средств на такие мероприятия не выделяется. О людях, живущих на берегах ярко-желтых рек, также никто не думает. Обследованием их здоровья никто не занимается.

Мнение

Владимир Гребенюк, депутат Законодательного Собрания Пермского края:

- Возведение опытно-промышленной установки по очистке кислых вод было начато в начале 2000-х годов. На ее строительство потрачены десятки миллионов федеральных средств. И вот, ее постройка остановлена, когда осталось вложить в строительство буквально несколько миллионов. Специалисты из министерства энергетики РФ сообщили, что эта установка устарела и надо строить новую. Как мне стало известно, планируется вложить порядка 828 миллионов рублей в новую очистную установку. Запуск ее примерно намечен на 2015 год, хотя нет даже проекта.

Кроме того, чтобы решить проблемы районов бывшего угольного бассейна, в декабре 2008 года был принят план социально-экономического развития этого региона, состоящий из четырех пунктов. Согласно ему, в прошлом году намечалось потратить 122 миллиона рублей, а в этом - 145 миллионов. Но ни один пункт этого плана не исполнен. Сейчас наше Законодательное Собрание направило запрос в Счетную Палату РФ, чтобы она провела проверку израсходованных федеральных денег.

Экология Пермский край Пермский край