Совпали два события: из Москвы на Байконур вылетел новый экипаж Международной космической станции, а в Институте медико-биологических проблем начался уникальный научный эксперимент "Марс-500".
Сошлось, конечно, случайно. Хотя, наверное, в этом что-то есть. Действительно, полеты на МКС сегодня воспринимаются уже как нечто рядовое: просто очередная командировка на орбиту. Риск? Огромный. Но сколько рисковых профессий и на Земле...
Когда-то Главный конструктор Сергей Королев то ли в шутку, то ли всерьез говорил: люди будут летать в космос по профсоюзным путевкам. До путевок пока не дошло. Но вот черновая наземная репетиция марсианского полета вчера началась. И по некоторым прогнозам, лет через двадцать это необычное путешествие может вполне состояться. А ведь о Марсе уже некоторые даже говорят и как о "запасной" планете для землян.
Шестеро испытателей-добровольцев зашли в специальный медико-технический комплекс ИМБП и наглухо закрыли за собой дверь. Она откроется лишь в ноябре 2011 года: 520 суток заточения, гиподинамии и полной изоляции! (О подробностях эксперимента "РГ" рассказала накануне, в номере за 2 июня с.г.)
Ученые создали условия, максимально приближенные к тем, в которых окажутся люди при реальном полете на Марс: не будет только невесомости и радиации. "Марсонавты" не смогут пользоваться Интернетом, смотреть ТВ, слушать радио... Единственная связь с внешним миром - через Центр управления полетами. Да и то сигнал - с опозданием до получаса.
|
Видео: Сергей Куксин |
Командир марсианского экипажа - россиянин Алексей Ситёв, за здоровье отвечает тоже россиянин - врач-кардиохирург Сухроб Камолов, бортинженером назначен француз Роман Шарль. Еще трое "марсонавтов" - россиянин Александр Смолеевский, итальянец Диего Урбина и китаец Ванг Юэ-займутся научными исследованиями, в том числе и на "марсианской поверхности": в специальных скафандрах "Орлан-Э" они должны будут совершить три выхода.
Цель проекта "Марс-500" в том, чтобы приобрести практический опыт для подготовки к реальному полету человека на Марс. Первый - 14-суточный технический этап, в ходе которого экипаж апробировал все системы "марсианского" комплекса, прошел в ноябре 2007 года. Второй - уже на 105 суток -завершился в июле 2009 года.
Возникает вопрос: может ли прерваться эксперимент? Как говорят специалисты, основное условие любого опыта в замкнутом пространстве - люк открывается по первому требованию испытателя. Так было, например, перед запуском российского модуля "Звезда": когда имитировались условия работы на МКС интернациональных экипажей. Участвовали испытатели из нескольких стран. Так вот японец три с лишним месяца изоляции просто-напросто не выдержал. Впрочем, это действительно сложно. Монотонная среда "четырех стен", одни и те же лица, необычные санитарно-гигиенические условия. Не пятизвездочный отель...
Да, это будет серьезнейшее испытание для мужественной шестерки. Для ее здоровья, для психики. Но ученые постарались укомплектовать "марсианскую аптчеку" так, чтобы можно было оказать максимально возможную помощь в самом автономном "полете". Ведь чем чаще всего болеют космонавты на орбите? Бывают и головные боли, и простуда. Нередки ушибы. Был случай кожного заболевания. Со всеми этими болячками врач в экипаже в состоянии справиться совершенно спокойно. Скажем, есть специальные стоматологические укладки, так что разболится зуб - тоже не проблема. Но если, конечно, возникнет сверхсерьезная ситуация с угрозой для жизни "марсонавта" - тогда да.
Исследования, которые будут получены в ходе имитационного полета на Красную планету, помогут в создании перспективной космической техники. Как заметил вчера начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, сегодняшние технологии не позволяют пока построить марсианский корабль достаточно компактным: он получится размером с МКС. В то же время, по его словам, очень сильные кадры сейчас подобрались в РКК "Энергия". А потому есть уверенность, что в ближайшие годы полетная масса марсианского комплекса будет значительно снижена за счет новых технологий. Впрочем, говорят ученые, экспедиция на Марс может быть реализована не раньше 2030-х годов. И то если ее серьезно начинать готовить уже сегодня.