Случай уникальный: в части гражданских прав его не признают российским гражданином, а что касается обязанностей - вменяют.
Еще ребенком Борис Качалкин с родителями переехал в Ростовскую область из Азербайджана, но, несмотря на прожитые в России годы, россиянином он не стал. Для получения гражданства в виде исключения нужен был запрос губернатора области к президенту.
Сейчас согласно букве закона Бориса можно считать либо гражданином другого государства, либо лицом без гражданства: у него нет ни российского паспорта, ни прописки, ни медицинского полиса, ни шансов где-то официально трудоустроиться.
А вот в армию его призвали без проблем: в 2004 году в новочеркасском военкомате на отсутствие у Бориса российского гражданства даже не обратили внимания и отправили служить в горячую точку.
Кстати, скрываться от призыва Качалкину тогда и в голову не приходило, ведь армия оказалась единственным местом, где он мог чувствовать себя полноправным человеком и гражданином своей страны. Военный билет - первый и пока единственный документ, связывающий его с Россией.
- Отец у меня кадровый военный, поэтому при переезде в Россию в 1993 году ему гражданство дали автоматически. Мама оформляла документы в миграционной службе гораздо позже и вместе с ней получили гражданство мои младшие братья и сестры. Мне в тот момент уже исполнилось 16 лет, поэтому меня из всех маминых документов вычеркнули, - вспоминает Борис начало своих хождений по инстанциям.
Подобных случаев, когда одни члены семьи без проблем получали российские паспорта, а другие годами жили без гражданства, в 1990-е годы было немало, но казус Качалкина все же по-своему уникален: российским гражданином его признали, хоть и косвенно,- повесткой в военкомат. В ответ на вопрос о том, как в рядах российских вооруженных сил с автоматом за плечами оказался гражданин чужой страны, военные только разводят руками.
- Отслужив полгода срочной службы, я подписал контракт еще на два года. Когда пришел в отпуск, попробовал оформить гражданство: собрал все документы, проверочные материалы, но их отказались рассматривать, - продолжает свою историю Борис. - Через суд добился, чтобы мои бумаги приняли. Их-то приняли, но в тот же день ответили отказом. Рекомендуют либо ехать для разбирательств в Азербайджан, либо вступить в затяжную переписку через посольство и надеяться на то, что там не потеряли мою метрику.
По окончании двухлетнего контракта Борис решил вернуться домой, благо, что ждала его на гражданке любимая девушка Людмила. Хотел устроиться на работу, жениться, но, помыкавшись несколько месяцев в положении беспаспортного "зайца" без работы, решил вернуться в армию и подписал очередной контракт. Естественно, что и жениться без паспорта Борису тоже не удалось, как ни упрашивали они с Людмилой суровую регистраторшу оформить все необходимые бумаги по военному билету жениха.
- Затем дочка родилась, Машенька. Ее тоже не смогли записать на фамилию Бориса. Хорошо, что хоть отчество смогли отстоять - Борисовна, - рассказывает Людмила, баюкая двухлетнюю дочь. - Так и живем людьми второго сорта. Оформить с ним отношения в ЗАГСе мы не можем, как молодая семья в очередь на жилье встать - тоже нет, получить кредит, льготы, положенные ветерану боевых действий, - ничего нам не положено. Даже врачи, когда он сильно ногу поранил, нас не принимали, потому что полиса у него нет.
- Вообще-то в 18 лет молодому человеку нужно было не в армию маршировать, а заниматься оформлением гражданства и получением паспорта, - комментирует ситуацию начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Ростовской области Татьяна Серебрякова. - Миграционная служба, какими бы жесткими не выглядели ее действия, действовала строго в рамках закона, а вот в отношении военкомата по поводу незаконного призыва Качалкина в армию мы внесли представление.
Будет ли у этой истории счастливый конец? К сожалению, упущен момент возможности оформить гражданство по упрощенной схеме. Но, как подчеркнула Татьяна Серебрякова, существует еще исключительный порядок - беспаспортный младший сержант может стать россиянином по ходатайству своего армейского руководства или после обращения губернатора области к президенту страны.
После того как в эту историю вмешался корреспондент "Российской газеты", кажется, дело сдвинулось с места. Стало известно, что командир части, где служит Борис, направил соответствующие бумаги в штаб Северо-Кавказского военного округа. А прокуратура Ростовской области обратилась с аналогичным запросом к губернатору.
"РГ" будет следить за развитием этой истории.