Вчера депутаты Госдумы разбирались с тем, как военные и промышленники собираются оснащать армию современным оружием, а правительство - финансировать выполнение этой задачи.
Парламентские слушания обернулись довольно жарким спором между заказчиками нового арсенала в лице минобороны и теми, кто обеспечивает его поставку в силовые структуры. Главным камнем преткновения стали объемы финансирования государственных программ вооружения.
Представитель оборонного ведомства генерал Олег Фролов пожаловался законодателям, что в последние десять лет военные ни разу не получили столько денег, сколько им требуется. Проблем с закупками добавила специфика ценообразования на продукцию военного назначения. Стремление промышленников заложить туда все мыслимые и немыслимые расходы подчас выливается в абсурдную ситуацию, когда первоначальная стоимость ракеты или бронетранспортера за период их производства увеличивается чуть ли не в разы. По мнению Фролова, навести здесь порядок можно единственным способом - передав функцию ценообразования в ведение минпромторга или Федеральной службы по тарифам.
В конце этого месяца в Военно-промышленную комиссию при правительстве РФ будет передана новая госпрограмма вооружений, рассчитанная на 2011-2020 годы. Ее планируют профинансировать 13 триллионами рублей. В минобороны пришли к выводу - этих денег на модернизацию всех Вооруженных сил не хватит.
- Если исходить из выделенного лимита, то мы сможем выполнить решение руководства страны по поддержанию на должном уровне стратегических ядерных сил, а также будем вкладывать средства в ПВО и развитие авиации. Но останутся недофинансированными Сухопутные войска и доля современных вооружений в них будет невысока, - заявил вчера депутатам генерал Фролов.
По его прикидкам, на все про все армии не хватит даже 28 триллионов. На эти деньги реально поддержать российскую ядерную триаду и сухопутчиков, но не получится обновить корабельную и орбитальную группировки. Оптимальная сумма, по мнению военных, - 36 триллионов рублей.
Амбициозные запросы и тревожные ожидания минобороны, похоже, не разделяют в Военно-промышленной комиссии. Вчера первый заместитель ее председателя Владислав Путилин сказал, что никаких обоснований для тревожных прогнозов ВПК из оборонного ведомства не получала. А потому, несмотря на "страшилки" генералов, деградация Вооруженным силам в любом случае не грозит. Работа над гос программой-2020 вооружения идет, и в ней учитываются новые аспекты. В частности, закупки какого-то арсенала за рубежом.
Тут депутаты сразу вспомнили о французском вертолетоносце "Мистраль" и поинтересовались, когда же его купят для нашего флота. Судя по реакции чиновника, такие вопросы Путилина уже достали.
- Вопрос с этим проклятым "Мистралем", к сожалению, не рассматривался на Военно-промышленной комиссии и не выносился для принятия решения, - в сердцах бросил он. Но тут же перешел на более парламентский тон. Мол, в таких делах нужно соблюдать порядок и перед принятием решения согласовывать его по всем линиям.
Оптимизм зампреда ВПК по выполнению оборонно-промышленных планов, похоже, полностью разделяют и в минфине. Заместитель министра финансов Антон Силуанов вчера в Госудме даже подтвердил его конкретными цифрами. По его словам, объем расходов на оборону с нынешних 2,6 процента ВПП через два года вырастет до 3 процентов с последующим выходом на 3,2 процента. Соответственно, увеличится финансирование гособоронзаказа, а значит, и закупки новых вооружений. Тем не менее Силуанов сказал, что финансисты обязательно просчитают, насколько обоснованны денежные запросы военных.