В ближайшее время те, кто, рискуя жизнью, разгуливает по железнодорожному полотну, будут платить штраф.
Огородить всю железнодорожную сеть забором, в котором пытливый пешеход не сможет сделать дырку, практически невозможно. Даже в самом прочном железобетонном заборе возникают "калитки", пробитые кувалдой, сказал корреспонденту "РГ" замминистра транспорта Андрей Недосеков. Поэтому есть предложение внести изменения в административный кодекс, чтобы те, кто ходит по путям, платили штраф. И те, кто любит кататься зайцем в электричках, тоже будут платить штраф. По словам Недосекова, у РЖД нет права штрафовать граждан за безбилетный проезд. Именно поэтому половина тех, кто едет в электричке, просто не платят за это, а на конечной станции соскакивают с платформы и выходят не через турникет, а через лаз.
В соответствии с проходящей реформой железнодорожного транспорта за проезд в электричках будут отвечать не федеральные власти и головная компания РЖД, а пригородные компании. В создании пригородных компаний должны участвовать и региональные власти. Именно они и будут следить за своевременной оплатой проезда, считает Недосеков, ведь они будут заинтересованы в рентабельности перевозок и снижении издержек. Уже в 2011 году железнодорожники перестанут субсидировать пригородное сообщение за счет грузового, и все бремя социально значимых перевозок ляжет на региональные власти. Конечно, регион будет вправе решать, развивать ли автобусное сообщение или вкладывать деньги в электрички.
Но запуск "Сапсана" и изменившееся в связи с этим расписание электричек в Тверской области показали, что население очень недовольно произошедшими изменениями.
Возмущены жители Тверской области многочасовыми ожиданиями на переездах и сбоем в работе электричек из-за высокоскоростного движения между двумя столицами. Как отметил замминистра транспорта Андрей Недосеков в пятницу, после осмотра переездов и пешеходных переходов через Октябрьскую железную дорогу не все было до конца предусмотрено при запуске "Сапсана", и у населения возникли проблемы с тем, чтобы добраться с работы домой.
Его поддержал губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. По его словам, смещение расписания повлекло за собой изменение стиля жизни, дети не могут попасть в школу, а взрослые на работу. Все это привело к тому, что жители начали вмешиваться в движение "Сапсана". По словам вице-президента РЖД Владимира Воробьева, было уже 800 таких инцидентов, том числе в поезд летели и камни.
Известно, что состав развивает хорошую скорость - 250 километров в час, а его тормозной путь составляет 2 километра, поэтому переезды и пешеходные переходы закрывают задолго до того, как промчится железная птица.
Главный поток машин приходится на 7 переездов, которые решено в ближайшие годы сделать двухуровневыми, чтобы машины не зависели от расписания поездов. Стоимость их строительства без учета выкупа земли у населения составляет 4 миллиарда рублей. Так как все эти переезды находятся на местных дорогах, то и делить между собой затраты на строительство развязок будут региональные власти и железнодорожники. Хотя и федеральный бюджет в рамках обеспечения транспортной безопасности сможет взять на себя часть нагрузки по обустройству наиболее важных переездов.
Двухуровневые развязки станут обязательным требованием при организации высокоскоростного движения. Они войдут в техрегламент по высокоскоростному железнодорожному движению, который будет утвержден в правительстве уже этим летом. Основной упор в этом документе сделан на требования к безопасности функционирования железной дороги. На основе этого документа, пояснил "РГ" Андрей Недосеков, будут разработаны национальные стандарты и свод правил для скоростного движения. Важность этого документа понятна, ведь "быстрые поезда" станут ходить не только между Москвой и Санкт-Петербургом, но и свяжут Северную столицу с Хельсинки. Есть планы по организации скоростного движения в Свердловской области. В этом году "Сапсан" будет регулярно ходить и в Нижний Новгород.
Требования коснутся и пешеходных путепроводов. В небольших деревнях предполагается сделать настил через железную дорогу и поставить светофоры со звуковым сигналом, а в крупных населенных пунктах планируется делать пешеходные переходы, и скорее всего предпочтение будет отдано подземным переходам, а не пешеходным мостам над рельсами. Как отметил Андрей Недосеков, жители часто ходят по путям под этими мостами, так как не у всех хватает сил подняться на мост семиметровой высоты. Для тех, кто идет с коляской или тележкой, это становится непреодолимой задачей. Все путепроводы и развязки на Октябрьской железной дороге будут обследованы в ближайшие два месяца, и после этого планируется принять решение о их передаче с баланса РЖД местным властям.