07.06.2010 07:40
Экономика

Как местные власти российских курортов обеспечивают комфорт и безопасность отдыхающих

Как местные власти российских курортов обеспечивают комфорт и безопасность отдыхающих
Текст:  Галина Белоглазова Екатерина Ковалевская Елена Лубинец Алексей Стригин
Российская газета - Федеральный выпуск: №122 (5201)
Читать на сайте RG.RU

Миллионы отпускников пакуют чемоданы и собираются на курорты. Многие по традиции собираются отдохнуть в России. Хотя туристический сервис у нас приобретает цивилизованный облик, проблемы у отдыхающих возникают достаточно часто. Корреспонденты "РГ" выясняли, что делают власти курортных городов для того, чтобы туристы чувствовали себя безопасно и комфортно.

Ясный маршрут

Кубанские депутаты приняли закон, положивший конец бесконтрольным туристским и экскурсионным перевозкам на курортах Краснодарского края. Раньше безопасность такого рода поездок зависела скорее от совестливости их организаторов, теперь деятельность перевозчиков жестко регламентирована. Местные фирмы больше не смогут сами придумывать маршруты. Решение об их открытии или закрытии принимает специальная структура муниципальной или краевой власти, которая утверждает паспорт маршрута со схемой опасных участков и сведениями о трассе.

Фирму занесут в специальный реестр. Но чтобы туда попасть, нужно иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом. К водителям тоже предъявляются определенные требования. Например, он должен не менее трех последних лет крутить баранку автомобиля или автобуса и пройти стажировку на указанных маршрутах. Перевозчик обязан организовывать периодическое медицинское освидетельствование шоферов - как перед рейсом, так и после него.

- Закон принимается в первую очередь, чтобы обеспечить безопасность туристов, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Законодательного собрания края Валерий Науменко. - Сегодня Черноморское побережье - самая проблемная зона. Здесь осуществляется большое количество туристских и экскурсионных перевозок, а куда увезли группу людей, непонятно. Теперь перевозчик обязан заключить договоры с аварийно-спасательной службой и уведомлять ее о сроках, маршруте, количестве туристов. Назначается контрольное время возвращения транспортных средств, и если в течение двух часов после истечения этого времени автобус не вернется, перевозчик должен принять меры по его нахождению и вызвать спасателей.

Водителей обязаны обеспечивать схемой маршрута с указанием опасных участков, а также средствами связи. А перевозчикам надлежит страховать риск своей гражданской ответственности перед туристами.

Если муниципальные власти горячо поддержали новый закон, то многие перевозчики от него не в восторге. Для них это очередные походы по бюрократическим коридорам, да и решение "всех вопросов" с помощью подношений тоже никто не отменял. В комитете заверили, что если станет известно о таких фактах, то депутаты готовы разбираться с ними лично. Они будут выезжать в города и районы и требовать, чтобы никакой волокиты в работе с перевозчиками не было. Скорее всего, вырастет и стоимость услуг подобных фирм, но, как известно, безопасность дороже денег.

Тихий час у моря

В популярной российской черноморской здравнице во время курортного сезона установится полная тишина. С первого июня по 15 сентября в Анапе отменяются строительные работы и проезд машин грузоподъемностью свыше двух с половиной тонн. Такое решение приняли местные власти.

- Даже подвоз продуктов в здравницы будет осуществляться только ночью, - сообщил пресс-секретарь главы города Вячеслав Вовк. - Также на время летнего сезона запрещены любые строительно-монтажные работы в курортной зоне Анапы и на некоторых улицах в поселках Витязево и Сукко. Таким образом администрация города решила создать более комфортные условия отдыхающим. По словам чиновников, предприниматели также поддержали такую законодательную инициативу местных властей. Причем ограничения вводятся только на летний период, затем строители смогут продолжить свою работу.

А в перспективе муниципальные власти намерены превратить город в велосипедную столицу России. Уже сегодня здесь обустроено более 20 километров велосипедных дорожек со специальными разметками. Они проложены на Пионерском проспекте и в курортной зоне.

Ускоритель для границы

В Пограничном управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти создается подразделение для контроля скоростных поездов по линии Санкт-Петербург - Хельсинки, которые начнут курсировать по этому маршруту до конца текущего года.

Как заявил начальник управления Николай Козик, помещения для служб пограничного контроля уже готовятся в зданиях Финляндского вокзала в Петербурге и вокзала города Выборга. Сейчас пограничники, которые будут работать на данном направлении, проходят подготовку на поездах "Сибелиус" Петербург - Хельсинки.

Ожидается, что запуск скоростных поездов уменьшит очереди на существующих пунктах пропуска на российско-финской границе. Ведь сейчас путешествия в Финляндию являются наиболее популярными у жителей Петербурга, из-за своего упрощенного визового режима и небольшого расстояния между городами, что и приводит к многокилометровым пробкам на границе.

Еще одно подспорье для туристов - единые туристические карты, которые предоставят их владельцам скидки на визиты в музеи, кафе и рестораны, экскурсии, клубы, проживание в гостиницах, пользование транспортом. Они появятся в Петербурге в следующем году.

- Данный проект задумывался еще в 2003 году, однако в силу различных обстоятельств работа пока продолжается, - рассказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга Алексей Чичканов.

Идея тормозилась из-за разногласий участников проекта: в нем должны участвовать предприятия разной формы собственности. Считается, что организаторы в первую очередь должны найти общее решение с транспортными компаниями и заведениями общепита, а потом уже подключить к данной системе музеи, которые находятся в федеральной, городской, частной и муниципальной собственности.

Впрочем, первый шаг для облегчения жизни иностранных туристов в Петербурге уже сделан. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам потратил десять миллионов рублей на изготовление и распространение цветных буклетов для приезжающих в Петербург иностранных туристов. В рамках этой амбициозной задачи будет напечатана Памятка туриста сразу на восьми языках общим тиражом два миллиона. По плану в ближайшее время гости города, разговаривающие на русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском, японском и китайском языках, смогут в двухсот точках города получить буклет с наиболее важной для них информацией.

Въезд ограничен

Правила въезда в самую западную российскую область для иностранных туристов унижают человеческое достоинство, противоречат логике и здравому смыслу. Это утверждает калининградский омбудсмен.

Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Ирина Вершинина подготовила доклад о нарушении прав на свободу перемещения в янтарном крае гостей региона. В эксклаве, хотя и декларируется развитие туризма как важной статьи экономики, на деле растут препоны иностранным гостям.

Об этом говорили возмущенные туроператоры и отельеры на встрече с представителями управлений ФСБ и Федеральной миграционной службы, состоявшейся в канун летнего сезона в региональном правительстве. У турбизнеса к этим ведомствам накопилось много вопросов. В частности, по срокам оформления иностранцам спецпропусков в пограничную зону (а это значительная часть территории области, в том числе с популярными туристическими объектами).

На оформление этих разрешений уходит от 14 до 30 дней. При этом в пакете документов должны быть миграционные карты, а также копии виз. Но как выполнить это требование - ведь визу дают, как правило, не за месяц до поездки, а за несколько дней. А на посещение иностранцами мест с ограниченным допуском (это приморские города Янтарный, Балтийск, почти весь Зеленоградский район, где на туристов возлагают большие надежды) необходимо подавать документы на заявителя и вовсе за 60 суток.

В пограничном управлении ФСБ пошли турфирмам навстречу - существенно сократили процедуру рассмотрения заявок. Но при условии предоставления копии страницы паспорта с визой, которую опять же за два месяца до поездки мало кто имеет.

Заложницами режимной зоны стали гостиницы, расположенные в приграничных городах (Советск, Мамоново, Багратионовск и Неман). Здесь не могут переночевать даже транзитные интуристы, так как регистрацию можно получить лишь при наличии... того же спецпропуска. В результате гостиничный бизнес приграничных районов теряет деньги, а прибывающие в эксклав гости, простояв в очереди на погранпереходе, не могут заночевать у границы и должны искать пристанище в других городах региона.

В региональном правительстве признают, что бюрократические препоны тормозят развитие туристического бизнеса в частности и региональной экономики в целом. И обещают подготовить официальные обращения в соответствующие федеральные структуры.

Туризм Образ жизни