Сегодня "РБГ" публикует постановление правительства РФ от 17.05.2010 N 351 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля и мониторинга хода реализации проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации" (см. стр.7). Это постановление - первая попытка сформировать систему контроля за реализацией проектов, финансируемых из Инвестфонда РФ, и потому имеет особенное значение для предпринимателей - участников программ государственно-частного партнерства. Нормативный акт может как упорядочить, так и существенно осложнить сотрудничество предпринимателей с властью.
Точками контроля проекта становятся расходование денежных средств, достижение показателей реализации проектов, своевременность и полнота выполнения работ, а также соблюдение требований законов, выполнение обязательств по соглашениям.
Ответственный исполнитель обязывается ежеквартально и ежегодно предоставлять в Министерство регионального развития РФ отчеты о ходе реализации проекта, в том числе разрешения на строительство, акты приемки завершенных объектов и ввода в эксплуатацию, фото- или видеоотчеты о работах по проведению инженерных изысканий, строительству объектов капстроительства. В то же время контроль и мониторинг осуществляет и непосредственно МРР - в виде плановых и внеплановых мероприятий, проверок и запросов информации.
В рамках плановых мероприятий в соответствии с годовым графиком МРР контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование ассигнований, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и направляет участникам проекта предложения по их устранению.
Выездные проверки проводятся на местах проведения изыскательских и строительных работ, местонахождения участников проекта. Производится выборочная или полная проверка документов, фактически выполненных работ. При проведении выездной проверки проекта должностные лица МРР не вправе вмешиваться в хоздеятельность участников проекта. В течение 2 недель со дня окончания выездной проверки составляется акт проверки, копия направляется участникам проекта.
При проведении внеплановых мероприятий по контролю информация о ходе реализации проекта по запросу МРР должна быть направлена в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса. В случае непредставления информации или выявления несоответствий МРР в течение 3 рабочих дней со дня выявления нарушений направляет ответственному исполнителю мотивированное предписание о необходимости их устранения. В течение 7 рабочих дней со дня получения предписания исполнитель направляет в МРР информацию об устранении нарушений, доработанную отчетность или мотивированный отказ от устранения нарушений.
В случае повторного непредставления отчетности или нарушения сроков ее представления, или немотивированного отказа от устранения нарушений МРР принимает решение о внеплановых мероприятиях по контролю.
При осуществлении контроля МРР имеет право:
а) направлять рекомендации исполнителям о расторжении или изменении условий госконтрактов в соответствии с требованиями ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", расторжении или изменении условий инвестсоглашений, а также о расторжении или изменении условий концессионных соглашений в соответствии с требованиями ФЗ "О концессионных соглашениях";
б) направлять по результатам проведения мероприятий по контролю обращения в Счетную палату РФ, Генеральную прокуратуру РФ, ФНС и иные органы, осуществляющие контроль и надзор в установленной сфере деятельности;
в) направлять участникам проекта рекомендации по устранению нарушений;
г) принимать меры по устранению участниками проекта нарушений.
В настоящий момент непонятно, как утвержденный порядок соотносится с правами бизнеса, закрепленными в ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проверках. В частности, необходимо ли включение проверок МРР в единый план проверок, согласование их с органами прокуратуры.