08.06.2010 07:20
Экономика

Арендная плата Сайменского канала для Финляндии увеличена почти втрое

Новые условия аренды российско-финляндского канала выгодны обеим сторонам
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №20 (753)
Читать на сайте RG.RU

Премьер-министрами России и Финляндии Владимиром Путиным и Матти Ванханеном в Лаппеэнранте (Южная Финляндия) подписан договор о продлении аренды Финляндией на 50 лет российской части Сайменского канала протяженностью в 20 км. Выгода России от этого договора - за счет арендных платежей Финляндии - составит 1,2 миллиона евро в год. Прежде эта плата составляла 330 тысяч евро за год. То есть цена аренды для Суоми увеличена почти втрое.

Но выгоды Финляндии перекрывают ее затраты, потому она и согласилась на новые расценки. За счет перевозок своих грузов по арендуемому у РФ южному участку канала Финляндия не платит за транзит. А этот участок, арендуемый финнами с 1963 года, "выводит" грузы из Южной Финляндии по кратчайшему пути к портам российских соседних водно-транзитных систем, то есть в Приарктический и Волжско-Балтийский бассейны. Поэтому объемы финляндских грузов по Сайменскому пути (его общая протяженность - 43 км) постепенно растут. Но пока в общем грузопотоке преобладают грузы из России: в основном это лес и металл из Ленинградской, Мурманской областей и Карелии.

Среднегодовой объем перевозок по этому каналу - 2 миллиона тонн, в том числе российским флотом перевозится почти половина - 900-950 тыс. тонн в год.

Финский экономист Кайво Леппонен полагает: "Согласие РФ на долгосрочную аренду своей части канала может быть своего рода компенсацией Финляндии за то, что северная ветка Балтийской трубопроводной системы (БТС) проведена не в финляндский порт Порвоо, а к российским соседним портам Высоцк и Приморск. Нефтетранзитные доходы Финляндии в этом случае могли бы достигать $ 150 млн". Такое мнение распространено и в бизнес-сообществе Суоми.

Но российская сторона отвергает эту "связку". Как сообщили "РБГ" в администрации порта Приморск, "с проектом порта в Приморске в конце 1990-х годов изучалась возможность продления нефтепровода от Приморска до финского Порвоо. Но расчеты показали, что перевалка нефти через порт в Приморске экономически более выгодна, чем через Порвоо". Схожую информацию сообщила основная трубопроводная компания РФ "Транснефть": "Расчеты показали, что транспортировка нефти до Роттердама (Голландия) через Приморск является более выгодной, чем через Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Муугу (Эстония) и Порвоо (Финляндия)". Затраты при доставке тонны нефти в Роттердам через Приморск на 3-5 долларов меньше, чем через Вентспилс. Прокладка же БТС через Бутинге, Муугу и Порвоо увеличила бы эту разницу еще больше".

Макроэкономика Водный транспорт