Сегодня 98 процентов школ имеют доступ к широкополосному Интернету - такие данные озвучил на встрече с президентом Дмитрием Медведевым министр образования и науки Андрей Фурсенко.
А ведь еще три года назад, говоря об информатизации российских школ в рамках нацпроекта "Образование", называлась цифра в сто процентов. "Мы завершили подключение всех российских школ к Интернету, как и обещали, уже сегодня", - говорил тогда президент.
Действительно, сейчас в Сеть могут выйти и 24 ученика малокомплектной школы в деревне Победное Орловской области, и даже ребята из кочевой школы, что "базируется" в палатке в якутской тундре. Попав в эту палатку во время одной из командировок, министр Фурсенко был, что называется, сражен наповал, когда из-под оленьей шкуры дети вытащили новехонький ноутбук. Агрегат работал от солнечной батареи, а Интернет "тянул" через спутник.
И вот сегодня оказывается, что из этого прогрессивного процесса выпали 2 процента школ (в количественном выражении это больше тысячи). А значит, что учителя и ученики этих школ не смогут использовать все те технологии, методики и разработки, которые сейчас активно "продвигаются". Что же случилось, куда делся Интернет?
По данным минкомсвязи, в российских школах используется около 670 тысяч компьютеров. Все они обеспечены выходом в Сеть. Формально: компьютер через кабель или по беспроводной связи имеет соединение с провайдером, обеспечивающим доступ к Всемирной сети. Но чтобы соединение работало, то есть был трафик, - нужны деньги. В самом начале "интернетизации школ" предполагалось, что на оплату трафика в год будет расходоваться 1,1 миллиарда рублей из госбюджета. В конце прошлого года эта статья расходов была передана в регионы.
С субъектами РФ заключили договора, и, по словам Андрея Фурсенко, на тот момент практически все на себя такую ответственность взяли. Они должны были провести местный конкурс и выбрать наиболее подходящую компанию-провайдера, которая бы обеспечивала школам доступ в Сеть. В марте 2010 года проверили, насколько исправно регионы выполняют свои обязательства, как обещали в конце 2009 года. Оказалось, есть целый ряд проблемных регионов, где в некоторых школах Интернета либо нет совсем, либо там очень медленное соединение. Настолько, что в Сети невозможно работать.
В число тех, кому можно поставить "неуд" по доступу в Интернет, по словам министра, попали Чеченская Республика, Вологодская, Брянская, Иркутская области и ряд других регионов.
Корреспонденты "РГ" связались с регионами, получившими двойки.
Класс в "цифре"
Возьмем Вологодскую область, которая, кстати, стала первой в России, где появился проект "Цифровая школа будущего". В 2006 году учитель русского языка и литературы Андрей Успенский из школы N 37 выиграл всероссийский конкурс "Учитель года". Школа, благодаря победе своего педагога, была переоборудована по последнему слову техники. Министр Андрей Фурсенко тогда лично принял работу и подписал сертификат о том, что школа стала первой "цифровой школой будущего" в России.
Потом возникли проблемы с кадрами: не все учителя справлялись с техникой и с обслуживанием сложного цифрового оборудования. В каждом классе были прин тер, сканер, копировальный аппарат. Но в штате школы, увы, такие должности, как системные администраторы, инженеры сетей или техники, не были предусмотрены. В итоге при департаменте образования области сформировали группу из сотрудников Вологодского центра оценки качества образования и института развития образования, которая разработала концепцию и техническое задание цифровой школы XXI века. Поскольку все цифровые школы по технической оснащенности во многом однотипны, решили, что стандарты использования информационных технологий можно сделать едиными для всех.
Через год в Вологде открылась вторая цифровая школа на базе средней школы N 41. За ней была переоборудована в цифровую гимназия в Великом Устюге и Усть-Кубинская средняя образовательная школа в небольшом рыбацком поселке в 70 километрах от Вологды...
- Сегодня в области обеспеченность доступом к сети Интернет образовательных учреждений составляет 93,3 процента, - рассказала начальник департамента образования Вологодской области Елена Рябова. - Из 568 образовательных учреждений не обеспечены доступом к сети Интернет только 38 школ. Из-за серьезных технических неисправностей и других причин.
Интересно, что накануне доклада министра местные чиновники подготовили и направили в Москву всю статистику. Только в этом году на оплату услуг Интернета в школах областной бюджет запланировал 15 900 тысяч рублей. А к 1 июля 2010 года все образовательные учреждения области планируется подключить к сети Интернет.
Пифагора не пускают
А вот в Брянской области, похоже, ситуация действительно "аховая". Согласно официальным отчетам все местные школы подключены к Интернету. В действительности же из Сети выпадают целые районы.
- Мы потратили государственные деньги, провели Интернет, - говорил президент на встрече с Андреем Фурсенко. - Если регион для себя не решает задачу, тогда у меня вопрос: как руководитель региона выполняет свои обязанности? Это, по сути, расценивается как нецелевое использование федеральных денег.
Корреспондент "РГ" обратился за разъяснениями к председателю комитета по образованию Брянской областной Думы Игорю Кириченко. Диалог получился похожим на интернет-сеанс с низкой скоростью и периодически обрывающейся связью.
- Не готов комментировать, - сказал депутат. - Что-то слышал, о чем вы говорите.
- Как же так, президент приказал разобраться и подготовить доклад, а местные власти пытаются остаться в стороне, хотя первыми должны были провести свое расследование.
- Я знаю ситуацию с Интернетом, но у меня принцип: не давать интервью по телефону.
- Готов к личной встрече.
- Я не знаю, что вас интересует...
Еще в 2007 году брянские власти отчитались: все 792 школы получили доступ в Сеть. В нынешнем году называлась меньшая, но все равно внушительная цифра - 755 образовательных учреждений. Но в действительности часть глубинки не попала в Глобальную сеть. Преподаватель математики Погарской школы N 2 Алла Иващенко говорит, что шума было много, а изменений почти нет:
- Нас до сих пор убеждают, что лучшее средство обучения - это доска, тряпка и мел. У нас, мол, не было компьютеров и Интернета, а выросли вон какими умными. Я бы хотела объяснять теорему Пифагора с помощью дополнительной информации, но в компьютерных классах занимаются в основном старшеклассники. А нужно сделать так, чтобы в школе был запас дисков с нужной информацией, чтобы ту же пирамиду можно было крутить-вертеть на интерактивной доске...
В Севском районе дошло до того, что учителя на вопрос про Интернет яростно отмахиваются: "Лучше б его не было вовсе!" То, что чиновники в отчетах назвали подключением к Сети, на самом деле мучение.
- Сейчас Интернетом у нас пользуется разве что каждый десятый из всех желающих, - пояснила специалист отдела народного образования Севской районной администрации Ирина Щербакова. - При скорости меньше 100 килобит в секунду платим очень дорого - 2500 рублей. В классе городской школы больше десятка компьютеров, но одновременно работать могут не больше двух человек. Если сядут пятеро, то скорости никакой. Старые телефонные линии просто не выдерживают нагрузок. Связисты половину поля изрывают, прежде чем найдут обрыв. Обещали оптоволоконно - ждем.
В сельских школах еще хуже. Энциклопедии, виртуальные экскурсии в музеи - все это остается мечтой для севских детей.
По словам директора областного департамента образования Петра Тарико, бороться с монополией связистов нужно было на федеральном уровне: "Мы не соглашались с высокими тарифами провайдеров, которые победили в конкурсе, но безуспешно. Техническое решение, которое применили в 2006 году, уже устарело. Нельзя было "сажать" сельские школы на одну допотопную телефонную линию. Но подключили, отчитались. А потом выяснилось, что поставщики предложили нам такие модемы, которые постоянно ломались. Технически все школы подключены к Интернету, но в малокомплектных он не востребован. В некоторых местах даже мобильная связь не работает".
Однако, как заверил Петр Тарико, до конца лета положение будет исправлено. Власть и связисты договорились о новом техническом решении, которое, кроме повышения скорости, позволит департаменту образования самостоятельно контролировать использование школами Интернета.