В уголовном суде Парижа открылся судебный процесс, на котором в качестве главного фигуранта выступает бывший трейдер одного из крупнейших французских банков "Сосьете Женераль" Жером Кервьель.
Ему предъявлено обвинение в "подделке и использовании поддельных документов", "злоупотреблении доверием", а также во "внедрении фальшивых данных в компьютерные сети". В результате действий Кервьеля банку был нанесен невиданный ущерб почти в пять миллиардов евро. 33-летнему трейдеру грозит тюремное заключение сроком до пяти лет, а также штраф в 375 тысяч евро.
Скандал разразился в январе 2008 года, когда в "Сосьете Женераль" обнаружили, что молодой трейдер в условиях финансовой бури, вызванной ипотечным кризисом в США, осуществлял несанкционированные биржевые инвестиции на десятки миллиардов евро. В авральном порядке "Сосьете Женераль" стал избавляться от рискованных позиций. В итоге банку удалось избежать тотальной катастрофы, но не астрономического убытка в пять миллиардов евро.
Тогда же по иску "Сосьете Женераль" на лихого трейдера было заведено уголовное дело. Ему даже пришлось некоторое время провести в камере предварительного заключения, но благодаря опытным адвокатам он был отпущен на свободу и вплоть до суда трудился в одной фирме, которая специализируется на вопросах информационной безопасности.
Уж в чем в чем, а в этом Жером Кервьель разбирается очень неплохо. Собственно, как настаивают в "Сосьете Женераль", а банк выступает на процессе в качестве гражданского истца, именно эта компьютерная "подкованность" позволила трейдеру в течение ряда лет пускаться в самые рискованные операции и обманывать контрольные службы. Как объясняют специалисты, детально изучив компьютерную систему банка, Кервьель разработал механизм, который позволял ему безнаказанно манипулировать отчетностью. Если конкретно: все реальные сделки, как удачные, так и провальные, он уравновешивал сделками виртуальными, то есть фиктивными, и поэтому те не вызывали больших подозрений.
Надо сказать, что сам Кервьель не отрицает, что прибегал к недозволенным методам работы, что "заигрался и оторвался от реального мира". Однако настаивает на том, что его целью являлось не личное обогащение, а "процветание банка". Трейдер убежден, что руководство банка знало о его финансовых операциях и должно разделить ответственность вместе с ним. Кстати, этому тезису он посвятил вышедшую накануне суда книгу "Водоворот. Мемуары трейдера", где подробно рассказывает о том, что шефы не только закрывали глаза на его "шалости", но и негласно поощряли, пока они приносили доход.
Вячеслав Прокофьев
"Российская газета"
Париж
Кстати
В судьбе Кервьеля, его личности, по мнению многих, отразился беспринципный и алчный мир той части финансовых институтов, которые готовы ради заоблачных прибылей переступать все мыслимые и немыслимые грани, что, как известно, привело к нынешнему кризису мировой экономики.