09.06.2010 11:45
Экономика

Россия и Норвегия договорились о разделе "общего" моря

Предстоящее разграничение морского пространства не должно ухудшить условия работы российских рыбаков
Текст:  Нина Антонян (Мурманск)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №124 (5203)
Читать на сайте RG.RU

Исконные пользователи Баренцева моря - Россия и Норвегия - договорились о разделе "общего" моря. Произошло это во время переговоров в Осло руководителей двух стран.

Позднее на встрече с российскими журналистами замминистра иностранных дел Северного Королевства Элизабет Валос высказала надежду, что окончательная конкретизация координат делимитационной линии будет определена уже через год. Но у российских рыбаков иное мнение: они считают, что на это потребуется не менее 10-15 лет.

Понятно, что любой дележ - это опасения каждой из сторон: не обманет ли партнер? Что думают о делимитации (разграничении) Баренцева моря мурманские рыбаки-практики?

- В коммюнике были сказаны хорошие слова о том, что рыбная отрасль не пострадает, - говорит генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. - Но лучше, если это будет подтверждено документально: где пройдет линия раздела, какие условия промысла будут установлены и так далее.

У всех на памяти арест архангельского судна "Викинг" за то, что вместе с отходами оно смыло с рыбфабрики несколько рыбешек. Это случилось в районе архипелага Шпицберген за пределами Норвежской экономической зоны. Но откуда знать россиянам, какие правила там действуют? Пока нет общих правил для российских и норвежских рыбаков, конфликтов и арестов не избежать.

По мнению Василия Никитина, Норвегия не имеет права вводить рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, но в высказываниях о грядущей делимитации проскальзывает, что норвежская юрисдикция после раздела будет простираться западнее этой линии, а России - восточнее. Так как российские рыбаки не собираются покидать богатые рыбными запасами промысловые районы Шпицбергена, они просят гарантию, что на ближайшие пятнадцать лет будут сохранены все прежние условия. И лишь СРНК (смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству, раз в год определяющая правила игры на промысле обеих стран) сможет их, в случае необходимости, поменять, причем по взаимному согласию сторон.

Сегодня Норвегия предлагает россиянам вести полупелагический и пелагический (бестраловый) промысел трески и пикши. Это значит, что рыбу придется брать только специальными тралами, ярусами, ставными неводами, электронными удочками. Но наши корабли пока не готовы к этому виду промысла. А если завтра Норвегия объявит бестраловые зоны? В этом случае российским рыбакам формально будет разрешено работать в Норвежской зоне. Но ловить рыбу им будет нечем: таких орудий лова у россиян пока нет.

А вот что думает о разделе Баренцева моря председатель координационного совета "Севрыба", вице-президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, профессор Вячеслав Зиланов:

- Не надо забывать главное: мы сейчас находимся в единых рыночных условиях. Мы - конкуренты. А с конкурентами борются. И аресты рыболовных судов свидетельствуют о том, что Норвегия использует этот прием для вытеснения нас из районов промысла. Один из используемых аргументов: русские перелавливают рыбу, браконьерствуют.

Когда норвежцы вбросили в прессу информацию о том, что наши рыбаки в год перелавливают якобы чуть ли не двести тысяч тонн трески, у специалиста с полувековым опытом работы в отрасли, профессора Зиланова, эта новость вызвала смех. Потому что попытки делать подобные расчеты косвенными методами - ошибочный путь. После тщательного мониторинга промысла точно установлено: перелова у российских рыбаков нет. И норвежцы это подтвердили.

- Одним словом, есть аспекты, в которых мы существенно расходимся. Но это не значит, что нам невозможно договориться о такой важной вещи, как раздел Баренцева моря, - считает Вячеслав Зиланов. - Норвежским коллегам надо досконально проанализировать методы, которые они применяют к российским рыбакам. Сегодня они дискриминационны.

Взять ту же ситуацию вокруг Шпицбергена, где чаще всего арестовывают российские суда. По версии норвежской стороны, юрисдикция и суверенитет над морскими районами острова отходит к Норвегии. Тем самым идет прямое нарушение Договора о Шпицбергене от 1920 года, что никак не согласовывается с позицией нашего государства, которое не признает рыбоохранной зоны архипелага Шпицберген, созданной де-юре норвежской стороной.

Некоторую ясность для рыбаков Северного и Западного бассейнов внесла встреча, которую они провели с представителем МИДа по Мурманской области Сергеем Клюшевым. Мурманчане, калининградцы, архангелогородцы узнали, что переговоры о разграничении 200-мильных экономзон континентального шельфа наших стран вошли в заключительную фазу. Главное, на чем настаивают рыбаки, - промысел в районе Шпицбергена должен осуществляться по правилам рыболовства, которые действуют сейчас в рамках решений, принятых СРНК. И ни одно предложение в области рыболовства не должно приниматься в одностороннем порядке, только совместным решением российско-норвежской комиссии.

КОМПЕТЕНТНО

Вадим Соколов, и. о. председателя рыбохозяйственного комитета Мурманской области:

- Ответы на все вопросы мурманские рыбаки получат лишь после подписания соглашения. Рыбохозяйственный комитет уже дал свои предложения к готовящемуся документу. Кроме того, приказом Федерального агентства по рыболовству создана рабочая группа, куда входят представители флотов, региональной власти и общественных рыбацких ассоциаций и объединений. Ее члены выработали рекомендации, которые должны являться неотъемлемой частью готовящегося соглашения.

Ресурсы Норвегия Мурманская область Северо-Запад