09.06.2010 07:10
Общество

Михаил Швыдкой: Россия заинтересована в полноценном и успешном становлении украинской государственности и культуры

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №124 (5203)
Читать на сайте RG.RU

Около миллиона комментариев и упоминаний в украинских электронных и печатных СМИ вызвало недавнее выступление депутата Государственной Думы России Константина Затулина в эфире телеканала "Украина". В диалоге с заместителем главы администрации президента Украины Анной Герман он высказался следующим образом: "Мне задали вопрос: кто такие украинцы? Я сказал: это - русские, которые живут с краю. Исторически это действительно так". А через десять дней, видимо, желая более подробно разъяснить свою позицию украинским коллегам, которые, как показалось Константину Затулину, совершенно несправедливо на него обиделись за его кипящую правду-матку, он опубликовал на своем официальном сайте "Исповедь на заданную тему", где развил свою глубокую историческую идею. Впрочем, не отказав при этом украинцам и украинскому государству в праве на существование, что, безусловно, свидетельствует о его несомненном благородстве - ведь мог и отказать.

Я не стану полемизировать с уважаемым специалистом по проблемам СНГ с научной точки зрения, а то можно ведь договориться до того, что русские - это украинцы, живущие в центре. Особенно если вспомнить наши общие праславянские корни, некогда неразрывно сплетенные в Киевской Руси. Но мне просто обидно, что вполне остроумный и образованный человек, представляющий законодательную власть моей страны, ведет себя так же, как львовские депутаты, которые решили заняться наиважнейшей для сегодняшней Украины проблемой - переименованием Великой Отечественной войны, которую они своей волей решили называть на территории Львовской области только Второй мировой.

Как писал в одной из своих пьес Николай Эрдман, "теперь свобода - сумасшедшие дома отменили". Сразу - во избежание судебных исков - заявляю, что я вовсе не называл сумасшедшими народных избранников, но лишь констатировал состояние свободы в обеих наших странах. Быть невъездным на Украину мне совсем не хочется, тем более что, по-моему, не за что. Ну а кроме того, визовая война со свободословием вещь непродуктивная.

Только нельзя не понимать: при свободе слова говорящий заведомо оскорбительные вещи может, конечно, дождаться суда, а может и получить по физиономии. Впрочем, как рассудительно сказал Фрейд, цивилизация сделала огромный шаг вперед в тот момент, когда один благоразумный человек не убил обидчика, а просто его обматерил.

Ответственным политикам нужно понимать, что во взаимоотношениях государств и народов есть темы, требующие особой деликатности и точности в выражениях. Для украинцев всегда была чувствительной тема формирования национального самосознания и национальной идентичности. Сама нация, столетиями развивавшаяся в разных государствах, с различными доминирующими культурами, по существу, стала формироваться как единое органическое целое лишь после 1945 года, когда Украина - пусть и в составе СССР - обрела единство. Понятно, что советская власть под флагом борьбы с "буржуазным национализмом" вела весьма жесткую национальную политику, которая касалась всех народов страны (и русского в первую очередь), но именно после войны украинцы получили возможность жить в одной стране.

Естественно, что после самороспуска СССР национальные идеи, что называется, овладели массами во всех бывших союзных республиках. И все с азартом начали заново писать и переписывать свою историю. И чего только в порыве национальных страстей не навыдумывали. Не буду приводить зарубежных примеров, так как не хочу обижать соседей. А потому лишь замечу, что и в России мы стали искать исторические опоры за пределами Киевской Руси - то в Великом Новгороде, то во Пскове. Кому охота, чтобы начала твоей истории находились за границей. Можно, конечно, в шутку поиграть в познавательную филологию, сказав, что "киевская" - это прилагательное, а "Русь" - существительное. Только при этом надо понимать, что Киевская Русь - это некая предначальница и России, и Украины. И не ссориться по этому поводу. Лучше обратитесь к текстам Тараса Шевченко, Ивана Франко или Леси Украинки - и вы поймете, что украинцы выстрадали свой язык, свою культуру и свою судьбу. Как, впрочем, любая другая состоявшаяся нация. Как выстрадала свою судьбу современная Россия.

Противоречия Западной и Восточной Украины, по-моему, все-таки не имеют цивилизационного характера, хотя очевидно, что историческая память об Австро-Венгрии, равно как и о поиске третьего пути во время Второй мировой и Великой Отечественной, порой сильнее современной реальности. Но память эта определяет умонастроения и поступки все-таки достаточно ограниченных - пусть и влиятельных - социальных групп.

Украинский народ, формируя новую государственность, по-прежнему переживает обостренное внимание к национальной проблеме - надо понимать, что этот процесс не зависит впрямую от отношений России и Украины. Конечно, Россию не может не волновать положение русской культуры и ее носителей на Украине. Проходящий сейчас в Крыму международный фестиваль "Великое русское слово", к которому обратились с приветствиями российские руководители всех ветвей власти, - характерное тому свидетельство. Но именно как стратегический партнер Украины Россия заинтересована в полноценном и успешном становлении украинской государственности и украинской культуры. А потому, если мы действительно думаем не только о нашем общем прошлом, но и о совместном будущем, надо быть предельно внимательными друг к другу. За сто дней президентства Виктора Януковича Украина и Россия сделали немало, чтобы расчистить завалы политических и экономических отношений, накопившиеся за годы правления Виктора Ющенко, но, очевидно, это не в радость некоторым политикам не только на Украине...

Можно было бы не писать обо всем случившемся - зачем пропагандировать благоглупости. Но есть слова и поступки, которые нельзя оставлять без ответа. Хотя бы потому, что русский и украинский народы взаимозависимы, взаимосвязаны так прочно, что боль одного неизбежно отзывается в сердце другого.

...Одно из сильнейших впечатлений минувшей недели - чествование Тонино Гуэрры, великого итальянского поэта и кинодраматурга в Театре на Таганке. Юрий Любимов в качестве подарка преподнес соавтору Федерико Феллини спектакль по поэме Гуэрры "Мед". История любви и вражды двух братьев (их играли Ф. Антипов и В. Золотухин) заканчивалась щемящей сценой их примирения. Девяностолетний Тонино Гуэрра по завершении спектакля произнес благодарственную речь в честь молодых актеров и режиссера-сверстника, поблагодарив их за то, что они открыли самое главное, о чем он думал, сочиняя эту поэму: "Вы сумели поведать о возвращающейся нежности".

Поверьте, это немало. И для отдельных людей, и для целых народов, как ни наивно это звучит.

P.S.

Должен признать, что позавчера в Крыму Константин Затулин выступил c весьма серьезным и глубоким сообщением о российско-украинских отношениях в рамках Международного "круглого стола". Но об этом на следующей неделе.

История