Сегодня количество уголовных дел, возбужденных ФАС России в связи с нарушениями антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов, достигло 250. Из них 90 - это согласованные действия хозяйствующих субъектов, а еще 160 - злоупотребления доминирующим положением. В результате антимонопольным органом наложено штрафов на сумму свыше 26 млрд рублей. Об этом шла речь на всероссийском конгрессе "Государственное регулирование недропользования".
По словам начальника управления контроля ТЭК ФАС России Елены Котелкиной, в истории нарушений монопольного законодательства числится два крупнейших дела. "В четвертом квартале 2007-го - первом полугодии 2008 года нефтяные компании устанавливали монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов, - рассказывает Котелкина. - По результатам рассмотрения дел на ВИНК были наложены штрафы на сумму более 5,4 млрд рублей. Кроме того, в январе - феврале и в мае - июне 2009 года нефтяные компании осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС оштрафовала их на 20,7 млрд рублей".
На российском рынке доминируют четыре вертикально интегрированные нефтяные компании: "Роснефть" (19%), "Лукойл" (17%), "Газпром-Нефть" (21%) и ТНК-ВР Холдинг (15%). С одной стороны, наличие нескольких нефтедобывающих компаний в РФ не противоречит принципам конкуренции. С другой стороны - предопределяется структура нефтепереработки. Право пользования участками недр предоставляется на основании конкурса или аукциона, что предусмотрено Федеральным законом "О недрах". При этом организовать новое крупное производство нефтепродуктов могут только нефтедобывающие компании. В качестве решения проблемы ФАС предлагает установить конкурсные процедуры аналогично процедурам размещения госзаказа.
Участники конференции также обсудили достоинства и недостатки существующей системы лицензирования пользования недрами. "Среди проблем лицензирования сегодня числится преобладание в нераспределенном фонде недр слабоизученных участков в регионах с относительно низкими перспективами нефтегазоносности, - считает заведующий отделением ресурсов нефти и газа и мониторинга недропользования ФГУП ВНИГНИ Владимир Пороскур. - Остальные проблемы - чрезмерное упрощение процедуры получения лицензий на геологическое изучение, увеличение сроков действия лицензий НП и проблема "прирезки" участков". Тем не менее эксперты отрасли сошлись во мнении, что принятая система лицензирования обеспечила достаточно эффективный переход от механизма управления на основе плановой экономики к рыночным отношениям в недропользовании. Действующий механизм лицензирования показал свою эффективность и при лицензировании выявленных месторождений, и в условиях роста цен на нефть и газ.
В свою очередь на конгрессе были затронуты вопросы нормативно-правового регулирования недропользования. По словам старшего преподавателя кафедры горного права РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Евгения Мазкова, в существующем нормативно-правовом регулировании также присутствует ряд проблемных моментов. "Во-первых, все решения принимаются только на основании взаимного согласия пользователя недр и органа, предоставившего лицензию, - отмечает Мазков. - Во-вторых, не предусмотрена возможность рассмотрения изменений в призме отдельных обязательств, а не всех обязательств в совокупности (проекта лицензионного соглашения). В-третьих, не рассмотрены случаи внесения изменений и дополнений в лицензионные соглашения норм и условий - в соответствии с действующим законодательством - на основании отдельной юридической процедуры".