10.06.2010 07:35
В мире

В Белоруссии в этом году официально будет продано только около 6 тысяч новых иномарок

Официально машины в Белоруссии практически не продаются
Текст:  Ольга Заславская
Российская Бизнес-газета - : №21 (754)
Читать на сайте RG.RU

Белорусский авторынок в кризис испытывал те же проблемы, что и российский. За 2009 год продажи новых иномарок снизились с 25,3 тыс. до 17,3 тыс., вернувшись на уровень 2007 года. В этом году падение продолжится. По прогнозам экспертов, в Белоруссии официально будет продано только около 6 тыс. новых иномарок. А возможно, и меньше. "Рынок новых автомобилей вернулся в "смутное" прошлое, когда пошлины юрлиц в несколько раз превышали пошлины для физлиц, - оценивает текущую ситуацию Сергей Михневич, директор "Атлант-М Фарцойгхандель", председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации. - Продажи официальных дилеров за пять месяцев не превысили 2200 автомобилей, что втрое меньше аналогичного периода кризисного 2009 года и втрое меньше всех регистраций новых автомобилей за этот период. То есть физлица сегодня ввозят новых автомобилей вдвое больше, чем продают официальные дилеры". В этом году за первые пять месяцев официальными дилерами было ввезено лишь 1000 новых автомобилей, что в шесть раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В то время как физлица перегнали в страну более 60 тыс. новых и б/у автомобилей, что превышает более чем на 30% аналогичный показатель прошлого года.

Разница между пошлинами для юрлиц и населения создала крайне выгодные условия ввоза физлицами новых и б/у автомобилей напрямую, минуя официальных дилеров. Процветают "серые схемы": бизнес автоперегона, осуществляемый без регистрации юрлица; реализация на подставных лиц; якобы оказание услуг по подбору автомобиля за рубежом и пр.

Любопытно, что белорусы в основном выбирают машины премиум-класса. "Характерной чертой ситуации является тот факт, что в десятку лидеров регистраций в сегменте новых легковых автомобилей вошли такие премиум-бренды, как BMW и Mersedes, к ним активно подбираются Audi, Volvo и Lexus, - отмечают автодилеры. - Если анализировать первые пять месяцев 2009 и 2010 годов, получается, что в целом доля премиум-сегмента в общем ввозе новых легковых автомобилей выросла с 9% до 16%. При этом 90% новых автомобилей премиум-сегмента ввезено физлицами". Возможно, и создаются "товарные запасы" для последующей перепродажи в России.

Автодилеры же ждут лучших времен, когда будут выравнены пошлины для юридических и физических лиц. "В этих условиях отсутствует всякая экономическая целесообразность инвестиций в автобизнес в этой стране", - говорят они. Они сокращают штаты продавцов в отделах продаж автомобилей. Сворачивают и замораживают все планы развития автоцентров полного цикла. "От подписания соглашений по Таможенному союзу мы не ждем многого в части надежд на скорое выравнивание пошлин для юридических и физических лиц", - говорит Сергей Михневич. - Выравнивание пошлин стоит ожидать не ранее начала действия единого экономического пространства, то есть не раньше 2012 года".

Беларусь