10.06.2010 07:19
Общество

Врач Сергей Агапкин: Йога позволяет человеку приобрести контроль над своим телом

Как надо скрутиться, чтобы распрямиться
Текст:  Сусанна Альперина Сергей Куксин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №126 (5205)
Читать на сайте RG.RU

Врач Сергей Агапкин, один из ведущих программы "О самом главном" на канале "Россия 1" ("РГ" давала его советы некоторое время назад) вот уже 22 года увлекается йогой.

Более того, в Москве даже работает его студия "Agapkin Yoga Station" (AYS) www.yoga-station.ru. Вот почему мы решили вернуться к разговору с Сергеем, но на этот раз на тему о том, так ли полезна йога, как о ней рассказывают.

Российская газета: Сергей, почему русские люди не придумали свою систему оздоровления? Почему они обращаются к йоге, к кон-фу, к направлению цигун?

Сергей Агапкин: Во-первых, совсем не факт, что они ее не придумали. Просто в разных странах различное отношение к тому, что они имеют. Некоторым в этом отношении повезло. Культурные, социальные, религиозные пертурбации в их истории не отражались на оздоровительных системах. В истории Руси можно увидеть, как минимум, несколько таких критичных моментов. Это смена религиозной ориентации при крещении Руси. Это - перекосы, которые были во время столкновения старообрядческой и современной православной церковью. И плюс ко всему Октябрьская революция, которая тоже очень сильно все перемешала. Поэтому на фоне этих трех глобальных катаклизмов мы не можем говорить, что раньше такой системы не было. Можно сказать, что на текущий момент она не сохранилась.

РГ: Но сохранилось, например, купание в проруби - русская оздоровительная традиция.

Агапкин: Купание в проруби - это не традиция. В чем ключевое отличие? Традиции учат. А купание в проруби это - элемент гигиены, как часть посещения бани. Если разобраться, сейчас большинство людей в баню не ходят. Соответственно, даже банная традиция, которая точно на Руси была, почти не существует. Отдельные энтузиасты ее восстанавливают, но в действительности это уже не традиция. Как таковая традиция существует тогда, когда есть передача учения от учителя к ученику.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

РГ: У русских людей ничего своего нет, и поэтому они перенимают йогу и все остальное?

Агапкин: Если разобраться, у многих народов аналогичная ситуация. Они живут в заимствовании из других культур. Ничем не отличается, допустим, в этом отношении судьба России от судьбы Америки, которая тоже в свое время бросилась изучать каратэ, потом буддизм, а затем ушу и йогу. И это распространяется на массу других стран - Францию, Великобританию… Более того, встречаются очень забавные вещи. Например, в Китае есть свои оздоровительные традиции - цигун, дао-инь, чжэнь-цзю. Тем не менее, китайцы сейчас достаточно интенсивно начинают заниматься йогой. Просто людям свойственно хотеть чего-то нового и необычного.

РГ: Я сталкивалась с тем, что в разных комплексах упражнений, которые преподносятся, как новинки, очень много заимствований из йоги.

Агапкин: Здесь скорее вопрос маркетинга. Если преподавателей йоги становится слишком много, некоторые из них пытаются выйти из положения, придумав какую-то новую систему. Некоторые делают это совершенно искренне, потому что видят недостатки своей системы и пытаются их восполнить, заимствуя компоненты из других. Так что, повторяю, здесь скорее вопрос экономический. Если уже есть 100 преподавателей йоги, то вместо того чтобы становиться 101-м, лучше стать первым преподавателем какого-нибудь бодифлекса. Это - на 95 процентов заимствованная система, которая принесла огромные деньги и успех. Нельзя сказать, что она - плохая. Но, скажем так: в ней, может быть, одна сотая из всего того, что есть в йоге. За счет того, что это такая предельно упрощенная система, она, наверное, людям и нравится.

РГ: Почему вы сами выбрали йогу, почему советовали бы ею заниматься людям? Потому что она может спасти от всех болезней?

Агапкин: Ни одна система оздоровления не может спасти от всего. Во-первых, есть неизлечимые болезни. Есть те, которые лечатся тяжело. И в любом случае лечение - это процесс, который требует комплексного воздействия. И применения лекарств, и, в некоторых случаях, хирургических операций. Йогатерапия - лишь один из способов лечения. В некоторых случаях он может быть основным. Например, при лечении суставных заболеваний йога дает очень выраженный эффект. Для лечения некоторых других расстройств йога является вспомогательным элементом. В Америке сейчас активно внедряют йогу в реабилитацию людей, перенесших операцию по поводу рака. И научные исследования показывают, что качество жизни у них улучшается. То есть у них уменьшаются потребности в наркотиках для обезболивания. Понятно, что йога этих людей не вылечит, не сделает их здоровыми, но поможет им жить.

РГ: С помощью йоги можно контролировать свое психологическое состояние, можно успокоиться или наоборот разогреться. Но с помощью йоговских упражнений можно также опустить и поднять давление, или сделать так, что будет холодно в жару или жарко, если замерзаешь…

Агапкин: Йога - это система, которая позволяет человеку приобрести контроль над своим телом - в первую очередь. А во вторую - над своим умом. И в этом отношении тоже были заимствования из йоги. Например, аутогенная тренировка, которая была популярна еще в Советском Союзе. Ее создатель Иоганн Шульц никогда не отрицал, что все упражнения заимствовал из йоги.

Огромное количество научных исследований показывали, что человек, который освоил техники йоги, в состоянии регулировать и кровяное давление, и частоту пульса, и температуру тела… Он берет под свой контроль массу физиологических показателей.

РГ: А вы бы советовали людям поголовно заниматься йогой?

Агапкин: Невозможно советовать. Если человек хочет заниматься йогой, он будет. Здесь, скорее, важно найти преподавателя, который действительно сможет ее преподать, как систему самопознания и саморегуляции, а не как гибрид акробатических этюдов и заимствованных философских идей. Потому что зачастую именно так и происходит. То есть люди пытаются под видом йоги предлагать какие-то современные философские системы. Причем они даже не традиционные для Индии. Они эклектичные, созданные уже на Западе на основе индуизма, буддизма, теософии и психологии - так называемый new age.

РГ: Как найти хорошего преподавателя?

Агапкин: Если речь идет об йогатерапии, то в первую очередь, необходимо обращать внимание, на то, насколько человек квалифицированно разбирается в том, что преподает. То есть насколько он знает устройство человеческого тела, понимает механизмы развития тех или иных болезней. Если же говорить более общо, то насколько агрессивно человек пытается собственное мировоззрение навязать занимающимся. Нормальный преподаватель йоги не лезет во внутренний мир ученика. Если спросят - скажет, не спросят - будет молчать хоть 10 лет и человеку в душу не полезет. Это на самом деле касается не только преподавателей йоги, но и людей вообще. Человек, который лезет в чужую душу, не имеет своей. Это как клуб анонимных алкоголиков. Они остаются бывшими алкоголиками, пока убеждают других в том, что пить вредно. Как только перестают это делать, начинают сомневаться сами. Точно также люди, которые привнесли в свое сознание какие-то чуждые философские концепции, пытаются навязать их другим для того, чтобы через это убеждать себя.

РГ: Можно ли показать нашим читателям несколько упражнений, которые, если их делать повседневно, могут в лучшую сторону повлиять на их качество жизни.

Агапкин: Один из ведущих конструкторов нашего центра - Кирилл Милкус продемонстрирует и пояснит пять упражнений:

практика

Кирилл Милкус:

Хатха йога - это древняя система развития тела, она помогает сделать тело гибким, крепким и здоровым. В нем используются статические положения (асаны) и динамические связки (виньясы). Далее представлены несколько наиболее известных и полезных из них. Пожалуйста, при выполнении помните о пользе дыхания. Старайтесь сделать дыхание плавным, без задержек и в таком режиме выполняйте упражнения.

1. Уттхита Триконасана - поза вытянутого треугольника.

Как выполнять: Встаньте прямо, ноги на расстоянии примерно в 1-1,2 метра. Разверните правую ступню наружу на 90 градусов, а левую - внутрь на 30-45 градусов. Пятки должны находиться на одной линии. Руки вытяните в стороны ладонями вниз, потянитесь правой рукой вправо и наклонившись вбок, опустите ее на правую голень. Слегка оттолкнитесь ею, раскрывая грудную клетку и поднимите взгляд на левую руку, вытянутую вверх. Толкните правую ягодицу вперед, а левую - назад. Выровняйте ноги, таз и руки в одной плоскости, словно прижавшись спиной к стене. Старайтесь меньше сгибать корпус, акцентируя работу тазобедренных суставов.

Чем полезна: Из-за интенсивного растяжения и сжатия боковых поверхностей туловища активизируется работа почек, поджелудочной железы и селезенки.

2. Врикшасана - поза дерева.

Как выполнять: Встаньте прямо, правую ногу согните и поставьте стопу на внутреннюю поверхность левого бедра. Со вдохом руки вытяните в стороны и затем, разворачивая ладони вверх, с выдохом поднимите ладони над головой. Смотрите вперед - это поможет сохранять равновесие. прижимайте левую ступню к полу, а правой давите на внутреннюю поверхность левого бедра.

Чем полезна: Внутрення поверхность бедра - это крупная рефлексогенная зона, воздействие на которую улучшает функционирование репродуктивной системы.

3. Шалабхасана - поза кузнечика.

Как выполнять: Ложитесь на живот, руки вдоль туловища, лоб на полу. Согните локти, упираясь ладонями на уровне таза. На вдох приподнимите корпус и ноги, руками сильно отталкивайтесь от пола, толкая себя вперед. Сводите лопатки, вытягивайтесь от кончиков пальцев ног до макушки, ровной дугой. Ноги держите вместе.

Чем полезна: Эта поза поможет вам укрепить мышцы спины, ягодицы и заднюю поверхность ног, она также полезна при заболеваниях почек.

4. Пашчимотанасана - поза растягивания спины.

Как выполнять: Сядьте прямо и согните ноги в коленях. На вдох потянитесь руками вверх, сводя лопатки и с выдохом положите живот на бедра. Ладонями положите на стопы, перенесите вес несколько раз с ягодицы на ягодицу, постепенно наклоняясь вперед и расслабьтесь. Если этот вариант вам доступен - попробуйте выпрямить ноги, живот при этом оставляя на бедрах.

Чем полезна: Эта поза поможет вам растянуть спину, компенсируя нагрузку на нее после предыдущей асаны. Эта поза улучшает кровоснабжение органов брюшной полости и малого таза.

5. Маричиасана - поза скручивания.

Как выполнять: Сядьте прямо, согните правую ногу и поставьте пятку как можно ближе к правой ягодице. Обхватите голень руками и вытянитесь макушкой вверх. Потяните левую руку вверх. Осторожно начните скрутку в сторону согнутой ноги, начиная ее от поясницы и заканчивая шеей. Скрутившись, согните левую руку и уведите локоть кнаружи от правого колена. Правой рукой упирайтесь в пол сзади, сохраняйте вертикальное положение корпуса, старайтесь не сутулиться.

Чем полезна: Эта поза улучшит состояние вашей печени, селезенки и других органов брюшной полости.

Здоровье