10.06.2010 00:00

В России - новая волна увлечения индийской гимнастикой

В России - новая волна увлечения индийской гимнастикой
Текст:  Сусанна Альперина Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Почти во всех крупных российских городах сегодня открываются новые школы йоги.

Что могут дать нам иноземные системы упражнений, почему у нас нет своей лечебной гимнастики? Об этом корреспондент "РГ" беседует с одним из ведущих программы "О самом главном" на канале "Россия 1", врачом Сергеем Агапкиным, который уже 22 года увлекается йогой.

Российская газета: Сергей, почему русские люди не придумали свою систему оздоровления? Почему они обращаются к йоге, к кунг-фу, к направлению цигун?

Сергей Агапкин: Во-первых, совсем не факт, что наши предки не придумали такой гимнастики. Просто в разных странах различное отношение к тому, что они имеют. Некоторым в этом отношении повезло. Культурные, социальные, религиозные пертурбации в их истории не отражались на оздоровительных системах. В истории Руси можно увидеть, как минимум, несколько таких критичных моментов. Это смена религиозной ориентации при крещении Руси. Это - перекосы, которые случились во время столкновения старообрядческой и православной церкви. И плюс ко всему Октябрьская революция, которая тоже очень сильно все перемешала. Поэтому на фоне этих трех глобальных катаклизмов мы не можем говорить, что раньше такой системы не было. Можно сказать, что на текущий момент она не сохранилась.

РГ: И русские перенимают йогу?

Агапкин: Если разобраться, у многих народов аналогичная ситуация. Они живут в заимствовании из других культур. Америка тоже в свое время бросилась изучать каратэ, потом буддизм, а затем ушу и йогу. И это распространяется на массу других стран - Францию, Великобританию... Более того, встречаются очень забавные вещи. Например, в Китае есть свои оздоровительные традиции - цигун, дао-инь, чжэнь-цзю. Тем не менее китайцы сейчас достаточно интенсивно начинают заниматься йогой.

РГ: Почему вы выбрали йогу - потому что она может спасти от всех болезней?

Агапкин: Ни одна система оздоровления не может спасти от всего. Во-первых, есть неизлечимые болезни. Есть те, которые лечатся тяжело. И в любом случае лечение - это процесс, который требует комплексного воздействия. И применения лекарств, и, в некоторых случаях, хирургических операций. Йогатерапия - лишь один из способов лечения. В некоторых случаях он может быть основным. Например, при лечении суставных заболеваний йога дает очень выраженный эффект. Для лечения некоторых других расстройств йога является вспомогательным элементом. В Америке сейчас активно внедряют йогу в реабилитацию людей, перенесших операцию по поводу рака. И научные исследования показывают, что качество жизни у них улучшается. То есть у них уменьшаются потребносnи в наркотиках для обезболивания. Понятно, что йога этих людей не вылечит, но поможет им выжить.

РГ: С помощью йоги действительно можно контролировать свое физическое и психологическое состояние?

Агапкин: Йога - это система, которая позволяет человеку приобрести контроль над своим телом - в первую очередь. А во вторую - над своим умом. Огромное количество научных исследований показывали, что человек, который освоил техники йоги, в состоянии регулировать и кровяное давление, и частоту пульса, и температуру тела... Он берет под контроль массу физиологических показателей.

РГ: А вы бы советовали людям заниматься йогой?

Агапкин: Невозможно советовать. Если человек хочет заниматься йогой, он будет. Здесь, скорее, важно найти преподавателя, который действительно сможет ее преподать, как систему самопознания и саморегуляции, а не как гибрид акробатических этюдов и заимствованных философских идей. Потому что зачастую именно так и происходит. То есть люди пытаются под видом йоги предлагать какие-то современные философские системы. Причем они даже не традиционные для Индии. Они эклектичные, созданные уже на Западе на основе индуизма, буддизма, теософии и психологии - так называемый new age.

советы

К кому пойти учиться

Тем, кто решил заняться йогой, Сергей Агапкин рекомендует первым делом выбрать правильного преподавателя. Если речь идет об йогатерапии, то в первую очередь необходимо обращать внимание на то, насколько человек квалифицированно разбирается в том, что преподает, насколько он знает устройство человеческого тела, понимает механизмы развития тех или иных болезней. Но у индийского учения есть еще и духовная составляющая. И тут важно, насколько агрессивно учитель пытается это мировоззрение навязать занимающимся. Нормальный преподаватель йоги не лезет без спроса во внутренний мир ученика.