Один из самых знаменитых рок-вокалистов современности нынче увлечен стилем соул - эмоциональной и мелодически насыщенной музыкой темнокожих американцев. Нынешнее мировое турне приурочено к выходу диска Soulbook, собравшего лучшие песни этого стиля 60-70-х. Но в Москве знаменитый артист исполнил совсем другую программу.
Концерт в Государственном Кремлевском дворце Род Стюарт открыл ритмичным хитом Love Train, еще 40-летней давности, из репертуара соул-трио O Jays. Отчего он выбрал из нового альбома именно эту песню, стало ясно уже из текста: "Люди всего мира, возьмемся за руки - отправляется поезд любви, в него вот-вот войдут русские и китайцы, Израиль и Египет, не опаздываем..." Зал встретил американскую версию "Песню дружбы запевает молодежь" восторженным улюлюканьем, и поезд тронулся.
Скорость движения машинистом была выбрана рок-н-ролльная, танцевальная, но танцевали в этот вечер только на сцене. С одной стороны, попробуй станцуй в зале чересчур все-таки пафосного для рок-концерта бывшего Дворца съездов (пытавшихся охрана терпеливо возвращала на места), а с другой стороны, зрелище было столь блестяще выстроено и срежиссировано, что не хотелось отрывать от него глаз. На сцене царило время соула, американский минимализм второй трети прошлого века. Посредине просторной сцены возвышался лишь невысокий белый пьедестал под барабанные установки и клавиши (о пирамидах аппаратуры, выполняющих роль декораций на рок-концертах не могло быть и речи), на его фоне передвигались не слишком много себе позволяющие музыканты в черных "двойках" и музыкантши в красных атласных платьях. Не было ни дыма, ни огня, но зато была впечатляющая подсветка задника, раскрашивающая каждую песню в ее цвет.
И среди этого строгого великолепия на сцене жил высокий блондин, главный герой своих песен. То он, увлекшись, в ритме размеренного ритм-н-блюза, рассказывал залу историю романтической прогулки под желтой луной (Downtown Train), то вытанцовывал бешеный рок-н-ролл с "неповторимо милой и наряженной как елка" 19-летней подружкой (Sweet Little Rock-n-roller) или с фирменной осиплостью в голосе печалился о том, что не может забыть бросившую его девушку (First Cut Is the Deepest). Уже в тысячный раз перепевая немудрящие "пацанские" сюжеты рок-н-ролльных хитов, 65-летний взлохмаченный денди отвязывался вместе с залом, играл с ним, явно получая кайф от происходящего. Так, начиная госпел "Подними меня" (Take Me Higher), Стюарт сначала ввязался в беседу с летчиком из первого VIP-ряда (наверняка подсадным!), потом, прицепив черные погончики, "полетел" над сценой, раскинув руки, а в финале своего полета, в такт песне, словно хорист из методистской церкви, начал азартно воздевать их к небу.
Музыканты, уже на третьей песне отбросив ретро-статичность, работали в тон своему лидеру. Звукооператор не пожалел высоких частот, и акустическая гитара зазвучала звонче привычного, а духовая секция в составе двух блондинок и темнокожего крепыша, подхватывая струнное соло или голос певца, забрасывали звук в совершенно недоступные выси.
Воцарившиеся на сцене к финалу шоу драйв и раскованность к концу вечера перекинулись-таки в зал, активность которого, возможно, сдерживало немалое количество знаменитостей, пришедших на концерт первого после 14-летнего перерыва концерта Рода Стюарта в России (в зале были замечены Сергей Фридинский, Ирина Антонова, Михаил Барщевский, Петр Авен с Владимиром Матецким, Олег Меньшиков, Татьяна Михалкова и другие "випы"). Высокий темп шоу Стюарт держал до конца, но к самому финишу начал все чаще отдавать сцену своим музыкантам, несколько песен исполнившим без него. И точку в концерте поставил довольно неожиданно. Публика ждала и Some Guys Have All The Luck, и Let It Be Me.
Но на исходе полутора часов со сцены зазвучала Sailing: "Мы плывем домой, пересекая море, сквозь шторма, чтобы быть с вами, чтобы быть свободными". И, по правде говоря, такой финал выглядел вполне логично.