За вклад в развитие российского образования и воспитание талантливых музыкантов премии удостоен Сергей Юрьевич Дзевановский, директор Санкт-Петербургского хорового училища имени М.И. Глинки.
В Петербургское хоровое училище пианист Сергей Дзевановский пришел работать в 1972 году, практически сразу после окончания консерватории. Как сам сейчас признается, не думал, что задержится здесь надолго. Мечтал о карьере музыканта, а не педагога. Но работа с талантливыми детьми увлекла, став главным делом жизни.
На заре перестройки, в конце 1980-х, коллеги избрали Дзевановского своим директором. Тогда любили избирать в пику назначениям советских времен, когда руководитель занимал начальственное кресло "по команде сверху". Нередко - случайных, не готовых к кропотливому административному труду людей. У Сергея Юрьевича и тут все получилось. Сам факт того, что вот уже 22 года бессменно возглавляет он творческий коллектив, говорит сам за себя.
- В творческой среде без проблем обычно не обходится. Признайтесь, Сергей Юрьевич, текучка у вас большая?
- Среди педагогов? - Он удивлен моим вопросом. - Ее вообще нет! Помимо штатных сотрудников у нас ведут часы профессора Петербургской консерватории. Поначалу, когда я только приглашал их к нам, отнеслись к предложению с некоторой настороженностью. Но довольно быстро именно наше училище стали считать главным местом приложения своих сил. Все, кто здесь работает, не деньги пришли зарабатывать. Тем более зарплата у нас весьма скромная. Главное для всех нас тут - обучение талантливых мальчишек, общение с ними.
Искусству вокала, хорового пения, мастерству игры на рояле и других инструментах, а также управлению хором обучают в Училище им. Глинки мальчиков со всей России. Их тут на сегодня 173 - способных к музыке ребят в возрасте от 7 до 18 лет. "Нет, не способных, а гениальных!" - поправляет меня Сергей Юрьевич. И подробно начинает рассказывать о выпускнике нынешнего года Игоре Егорове, уже с 4-го класса выступавшем в ведущих концертных залах города. О 12-летнем Платоне Черкасове, приглашенном сыграть на саксофоне (это второй для него инструмент после основного - рояля) перед первыми лицами государства на концерте в конце июня в честь 300-летия Царского Села...
Он знает о своих мальчишках, кажется, все. Как играют, поют, успевают по школьным предметам. В хоровом училище, между прочим, два обязательных для изучения иностранных языка - английский и немецкий. Первый, считает директор, необходим каждому образованному современному человеку. На втором, немецком, говорили такие титаны музыки, как Бах, Бетховен, Вагнер, - можно ли не знать его профессиональному музыканту?..
А еще все учащиеся в свободное время плавают в бассейне, расположенном недалеко от их альма-матер, гоняют футбольный мяч.
Спрашиваю у него: как воспринял известие о присуждении ему Государственной премии РФ за 2009 год? Ответил не сразу. Не то чтобы подбирал слова. Понятно, что рад, благодарен. Скорее, пытался соотнести.
- Когда я узнал о том, что моя фамилия в списке лауреатов Госпремии в области литературы и искусства наряду со всемирно известными поэтом Евгением Евтушенко, пианистом Денисом Мацуевым, я задал себе вопрос: а все ли я сделал, что мог, в своей жизни? Думаю, нет. Но я всегда старался жить и работать по совести. Не деньги зарабатывать, а соответствовать главной задаче педагога, предоставленной мне судьбой честью, - учить детей.