11.06.2010 07:50
Власть

У руководителей всех видов и родов войск появятся новые функции

У руководителей видов и родов войск появятся новые функции
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №127 (5206)
Читать на сайте RG.RU

Грядущее слияние военных округов, обнародованное начальником Генштаба Николаем Макаровым, несколько изменит роль, которую сейчас играют главкоматы видов Вооруженных сил.

Бразды управления войсками перекочуют из центра в регионы. На четыре оперативно-стратегические командования замкнут разнородные силы - от сухопутных бригад и авиационных баз до корабельных группировок. Чтобы задействовать их по единому плану, генералам ОСК не придется слать шифротелеграммы в московские штабы и убеждать видовое начальство в целесообразности того или иного решения.

Тем не менее, как дал понять Макаров на встрече с сенаторами из Комитета Совфеда по обороне и безопасности, речи о сокращении сухопутного, авиационного и морского командования не идет. Главные штабы сохранятся в структуре Российской армии, но их функции скорректируют под новую вертикаль управления. Среди экспертов ходили разговоры, что главкоматы могут сделать специальными управлениями Генштаба. Министра обороны такая идея, похоже, не впечатлила, и он сохранил за видовиками организационный статус-кво.

Чем же они будут заниматься после новой армейской реформы? Ответ на этот вопрос дал начальник Генштаба Николай Макаров. По его словам, на главкоматы ляжет решение четырех важнейших задач. Первая связана с дальнейшим развитием военной авиации, флота и сухопутных войск. На языке военных это называется военным строительством. Жизнь на месте не стоит, взгляды на способы и формы ведения боевых действий постоянно меняются. Поэтому структуру, численность, оснащение воинских частей надо "подгонять" под новые угрозы. А в конечном счете под выполнение основной функции Вооруженных сил - надежной защиты страны. Все современные веяния в сфере обороны аккумулирует Генштаб. Но формулировать для него предложения по развитию конкретного вида или рода войск должны "узкие" специалисты главкоматов.

Другая их задача - организация боевой подготовки в ВВС, Военно-морском флоте и сухопутных соединениях.

- В течение последних 20 лет ее просто не было, - вынужден констатировать генерал Макаров.

Начальник Генштаба объясняет провал в войсковой учебе тем, что многоступенчатая система управления, хорошая для прежней армии, перестала эффективно работать в новых условиях. Назначение огромного количества ответственных за боевую подготовку обернулось общей безответственностью. Поэтому в минобороны взят ориентир на сохранение двух, максимум трех органов управления, которые станут отвечать за конкретное направление. Сейчас, к слову, таких структур более полутора десятков. Как это можно сделать, Макаров проиллюстрировал на примере Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил. По сути там только суммировали все запланированные видовиками учения, сбор-походы и маневры. Но едва им полностью передали вопросы профессиональной учебы, нужда в главке отпала. Другой пример - укрепление дисциплины в войсках. Прежде за нее отвечало чуть ли не все армейское начальство - от командира взвода до министра обороны. Теперь за казарменные безобразия по большому счету спрашивают с Главного управления воспитательной работы, командующего округом и комбрига.

Третья задача главкоматов - подготовка и проведение миротворческих задач и операций. Совершенно новой ее не назовешь. Скажем, у сухопутного главкома даже был отдельный зам по "голубым каскам". Но для тех же моряков миротворчество, можно сказать, терра инкогнита. Хотя работу, которую экипажи наших военных кораблей выполняют в кишащем пиратами Аденском заливе, смело можно отнести к этой благородной функции.

Наконец, по мнению генерала Макарова, главкоматы должны взять на себя заботу об оснащении воинских частей современным оружием и техникой, а также заняться специальными видами обеспечения. Лучше видовых начальников гарнизонные нужды мало кто знает. А потому - им и карты в руки.

Армия