Грядущее слияние военных округов, обнародованное начальником Генштаба Николаем Макаровым, несколько изменит роль, которую сейчас играют главкоматы видов Вооруженных сил.
Бразды управления войсками перекочуют из центра в регионы. На четыре оперативно-стратегические командования замкнут разнородные силы - от сухопутных бригад и авиационных баз до корабельных группировок. Чтобы задействовать их по единому плану, генералам ОСК не придется слать шифротелеграммы в московские штабы и убеждать видовое начальство в целесообразности того или иного решения.
Тем не менее, как дал понять Макаров на встрече с сенаторами из Комитета Совфеда по обороне и безопасности, речи о сокращении сухопутного, авиационного и морского командования не идет. Главные штабы сохранятся в структуре Российской армии, но их функции скорректируют под новую вертикаль управления. Среди экспертов ходили разговоры, что главкоматы могут сделать специальными управлениями Генштаба. Министра обороны такая идея, похоже, не впечатлила, и он сохранил за видовиками организационный статус-кво.
Чем же они будут заниматься после новой армейской реформы? Ответ на этот вопрос дал начальник Генштаба Николай Макаров. По его словам, на главкоматы ляжет решение четырех важнейших задач. Первая связана с дальнейшим развитием военной авиации, флота и сухопутных войск. На языке военных это называется военным строительством. Жизнь на месте не стоит, взгляды на способы и формы ведения боевых действий постоянно меняются. Поэтому структуру, численность, оснащение воинских частей надо "подгонять" под новые угрозы. А в конечном счете под выполнение основной функции Вооруженных сил - надежной защиты страны. Все современные веяния в сфере обороны аккумулирует Генштаб. Но формулировать для него предложения по развитию конкретного вида или рода войск должны "узкие" специалисты главкоматов.
Другая их задача - организация боевой подготовки в ВВС, Военно-морском флоте и сухопутных соединениях.
- В течение последних 20 лет ее просто не было, - вынужден констатировать генерал Макаров.
Начальник Генштаба объясняет провал в войсковой учебе тем, что многоступенчатая система управления, хорошая для прежней армии, перестала эффективно работать в новых условиях. Назначение огромного количества ответственных за боевую подготовку обернулось общей безответственностью. Поэтому в минобороны взят ориентир на сохранение двух, максимум трех органов управления, которые станут отвечать за конкретное направление. Сейчас, к слову, таких структур более полутора десятков. Как это можно сделать, Макаров проиллюстрировал на примере Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил. По сути там только суммировали все запланированные видовиками учения, сбор-походы и маневры. Но едва им полностью передали вопросы профессиональной учебы, нужда в главке отпала. Другой пример - укрепление дисциплины в войсках. Прежде за нее отвечало чуть ли не все армейское начальство - от командира взвода до министра обороны. Теперь за казарменные безобразия по большому счету спрашивают с Главного управления воспитательной работы, командующего округом и комбрига.
Третья задача главкоматов - подготовка и проведение миротворческих задач и операций. Совершенно новой ее не назовешь. Скажем, у сухопутного главкома даже был отдельный зам по "голубым каскам". Но для тех же моряков миротворчество, можно сказать, терра инкогнита. Хотя работу, которую экипажи наших военных кораблей выполняют в кишащем пиратами Аденском заливе, смело можно отнести к этой благородной функции.
Наконец, по мнению генерала Макарова, главкоматы должны взять на себя заботу об оснащении воинских частей современным оружием и техникой, а также заняться специальными видами обеспечения. Лучше видовых начальников гарнизонные нужды мало кто знает. А потому - им и карты в руки.