Программу обмена старой сельскохозяйственной техники на новую предложил "обсчитать" вчера первый вице-премьер Виктор Зубков.
Ее стоимость и механизмы пока лишь определяются. "Надо посмотреть, с каким экономическим результатом можно использовать уже существующие наработки", - сказал Зубков, определенно имея в виду опыт автопрома, на первом заседании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения.
Заседание было собрано для того, чтобы найти возможности для дополнительной поддержки предприятий сельскохозяйственного машиностроения по поручению председателя правительства Владимира Путина. В начале месяца на его имя Союз производителей сельхозтехники и оборудования для АПК направил письмо с просьбой помочь отрасли справиться с кризисом. "Закупки российскими крестьянами техники за первую половину сельхозгода упали в среднем на 40 процентов", - говорится в письме. На большинство типов сельхозтехники спрос едва достигает трети докризисного уровня. Машиностроители пожаловались премьеру, что "системная поддержка отрасли не состоялась" и что их "подталкивают к массовым увольнениям".
Впрочем, на заседании рабочей группы Виктор Зубков напомнил, что с 2009 года бюджетные субсидии по кредитам сельхозтоваропроизводителям выделяются только на покупку отечественной техники, что Россельхозбанком и Росагролизингом финансируется приобретение только российских машин и оборудования. Уставные капиталы этих двух институтов развития сельскохозяйственной отрасли увеличены в 2009 году на 45 миллиардов рублей и 25 миллиардов рублей соответственно. Что, несмотря на "жесткие рамки бюджета" в этом году в госпрограмме развития сельского хозяйства, после некоторых колебаний федеральные деньги на техническую и технологическую модернизацию отрасли все-таки выделили. Правда, лишь 2,13 миллиарда рублей вместо 8,45 миллиарда. Однако, как стало известно корреспонденту "РГ", рассматривается вопрос о том, чтобы часть денег, которые правительство сейчас тратит на содержание государственного зернового интервенционного фонда (а это один миллиард рублей в месяц), направить на поддержку закупки отечественной сельхозтехники.
И, наконец, первый вице-премьер, который возглавляет правительственную комиссию по таможенно-тарифному регулированию, напомнил, что ввозные пошлины на импортную сельхозтехнику повышены в рамках антикризисных мероприятий.
Виктор Зубков подчеркнул, что государство продолжит поддерживать отечественных сельхозмашиностроителей, но только при условии, что технику они будут продавать аграриям качественную, эффективную и доступную по цене. Причем акцент первый вице-премьер сделал на второй части предложения.
Ко всему этому Виктор Зубков добавил, что "закупок Росагролизингом невостребованной агропромышленным комплексом техники больше не будет". Эта организация обязана закупать технику под конкретный заказ, но в разгар кризиса ей пришлось пойти навстречу производителям сельскохозяйственной техники и сделать им своеобразный "аванс".
Любопытно, что на уровне регионов программы замены старой сельскохозяйственной техники на новую уже начали действовать. Пионером в этом стала, кажется, Нижегородская область. "Российская газета" об этом уже писала. А теперь подобная инициатива реализуется и в Ставрополе. Тут владельцам сельхозхлама предоставляют сертификаты, дающие право на получение субсидии для приобретения новых машин.
Размеры предоставляемых субсидий четко регламентированы и, в зависимости от выбранной модели сельскохозяйственной машины, составляют от 200 000 до 650 000 рублей. Но в процентном соотношении это всего лишь около десяти процентов стоимости комбайна. Правда, в областном минсельхозе утверждают, что при покупке некоторых марок сельхозтехники скидка может доходить и до половины стоимости.
Правда, пока еще участником программы не стал ни один сельхозтоваропроизводитель. Но вот что рассказал корреспонденту "РГ" начальник сельхозуправления администрации Александровского района Ставропольского края Иван Ивлев: "Техника в хозяйствах нашего района изношена на 90 процентов, и мы бы с удовольствием избавились от старья. Но если комбайн стоит, к примеру, четыре миллиона рублей, а скидка - 400 тысяч, где взять еще три миллиона?"
Возможно, решение проблемы спроса на комбайны и сеялки нужно искать где-то на необъятных пшеничных полях страны. Сельхозмашиностроители в письме премьеру в качестве первой меры поддержки их отрасли называют повышение платежеспособного спроса со стороны аграриев.