15.06.2010 07:30
Культура

Главные призы "Кинотавра" получили Светлана Проскурина и Сергей Лозница

Подведены итоги "Кинотавра"
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №128 (5207)
Читать на сайте RG.RU

Главные призы 21-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" получили Светлана Проскурина за названный лучшим фильм "Перемирие" и Сергей Лозница за лучшую режиссуру в немецко-украинско-голландской картине "Счастье мое".

В "Перемирии" Светланы Проскуриной живет на свете очень хороший парень - водитель Егор Матвеев - с умными и все понимающими глазами (приз за лучшую мужскую роль Ивану Добронравову). Живет он в провинциальном городке, в котором ограбить кого-то - это как буднично сходить на работу. В смысле, что абсолютно без внутреннего надрыва, внешней засады и вымышленных признаков раскаяния. Здесь так живут все. И ему совершенно не хочется выглядеть белой вороной, хотя вместо воровства, в которое его постоянно втягивают приятели, он предпочел бы заняться поисками невесты. Такой, чтобы одна и на всю жизнь. Но география места и нравы его обитательниц предполагают только - раз и на одну ночь, а все его романтические представления о настоящей любви разбиваются о грязные реалии окружающей действительности. В которой мелькает друг, начитавшийся книг о Емельяне Пугачеве и задумавший стать разбойником с большой дороги (исполнение - Сергея Шнурова). Водка льется рекой, а сила характера определяется возможным числом выпитых стаканов. И в которой он - хороший парень - чуть было глупо не умирает, за компанию поехав резать провода с ЛЭПа, и получает удар током. На этом фильм мог бы и закончиться, настолько закономерен финал: либо тюрьма, либо нелепая преждевременная смерть. Но парня откачивают (подробная сцена реанимирования в полевых условиях длится долго), а потом на своем пути он неожиданно встречает священника: теперь за него можно не беспокоиться, парень больше не заблудится "за компанию" и спасет себя.

Фильм второго лауреата "Кинотавра" никаких надежд не дарит и иллюзий не оставляет. Картина "Счастье мое" вызвала настоящий раскол на фестивале. Одна часть публики и критиков восприняла ее столь восторженно, что голосовала за присуждение приза гильдии киноведов и кинокритиков Сергею Лознице и встретила аплодисментами решение главного жюри о присвоении "Счастью моему" приза "Кинотавра" за режиссуру. Другая часть - и не менее малочисленная - сочла эту картину оскорбительной и демонстрирующей, что в нашей стране есть только два способа выживания: либо уехать, либо стать быдлом. Третьего не дано - инакомыслящих просто убивают. Кстати, словосочетание "наша страна" у режиссера Сергея Лозницы, имеющего гражданство Украины и живущего в Германии, на пресс-конференции неожиданно спровоцировало следующую реакцию: "В нашей с вами стране я жил до 27 лет. Потом мы стремительно разделились, и зачем поддерживать эти иллюзии? Еще страны-то далеко не отбежали... По паспорту я украинец. Двенадцать документальных фильмов я сделал в России, и все они выходили в России, а только сейчас, может быть, потому, что это игровая картина, все так спохватились о моем происхождении?"

Богатый опыт документалиста позволил Сергею Лознице в художественном фильме воссоздать образ такой российской провинции, который можно увидеть, поставив перед собой конкретную цель: смотреть на мир исключительно через призму произведений Брейгеля и Босха. ("А вам хотелось бы, чтобы я вставил в картину новеллы в стиле Шишкина и Венецианова?", - иронизировал режиссер в ответ.) Если попытаться уследить за бессвязным и невнятным сюжетом, получается следующее. Водитель-дальнобойщик сбивается с трассы, оказывается в совершенно гиблом месте, ночью от троих бродяг-грабителей получает дубиной по голове, становится инвалидом, теряет речь и, видимо, способность видеть в жизни не одну только черную сторону. И начинает свои скитания, встречая на пути разных, но плохих людей. Обыденная ужасная закономерность не оставляет ни одного шанса на исцеление тела и потепление в душе.

Все становится на свои места, если воспринимать происходящее как современную одиссею главного героя, навстречу которому попадаются какие-то химеры. Или как хождение души по кругам ада после смерти. Но герой жив. И он далеко не Одиссей. А страна, в которой он существует, если судить по отображенному на экране, - глубоко мертва.

прямая речь

Сергей Лозница, режиссер, приз "Кинотавра" за лучшую режиссуру:

- Я написал сценарий в 2004 году и искал финансирование вместе с немецким продюсером в течение пяти лет. Сначала мы нашли немецкие деньги, потом голландские и потом украинские. В процентном соотношении это: 45% - Германия, 45% - Украина и 10% - Голландия.

Герман-старший как-то хорошо сказал: я не доктор, я боль. Доктор ищет выход. Ищите. Я не вижу иной возможности, как задать вопрос себе: где я, как я и что я. О России ли этот фильм? Это фильм, который принадлежит русской культуре. Но, безусловно, место действия - Россия, поэтому, безусловно, картина о России, но язык описывает сам себя и говорит о себе, в этом парадокс языка, а фильм в данном случае описывает и меня в том числе. Название "Счастье мое" само по себе сохранилось, поскольку в фильме сочетаются одновременно ирония и юмор с жутью, и можно считывать это и так, и иначе. И точно так же горькой иронией звучит и название, которое дает полную дистанцию, противоположность тому, что есть в фильме. А по поводу счастья в жизни, счастье - это иллюзия...

призы кинофестиваля

Главный приз - "Перемирие" Светланы Проскуриной, продюсер Сабина Еремеева.

За лучшую режиссуру - Сергей Лозница, "Счастье мое".

За лучший дебют - Анна Фенченко, "Пропавший без вести".

За лучшую женскую роль - Мария Звонарева, "Человек у окна".

За лучшую мужскую роль - Иван Добронравов, "Перемирие".

За лучшую операторскую работу - Роман Васьянов, "Явление природы".

Приз им. Г. Горина "За лучший сценарий" - Ануш Варданян, Андрей Стемпковский, Гиви Шавгулидзе, "Обратное движение".

Приз им. М. Таривердиева "За лучшую музыку к фильму" - Анна Музыченко, "Другое небо".

Кино и ТВ Наше кино Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ