16.06.2010 00:10
Общество

Почему вузы не спешат открывать инновационные предприятия

Почему вузы не спешат открывать инновационные предприятия
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №129 (5208)
Читать на сайте RG.RU

В Госдуме прошли парламентские слушания на эту тему. Депутаты подготовили министерствам и ведомствам свои предложения на восьми страницах.

Напомним, почти год назад был принят закон, дающий вузам право открывать малые предприятия. А если быть точнее, участвовать в их открытии и быть соучредителем. Вуз в качестве своей доли участия предоставляет малому предприятию право пользоваться интеллектуальной собственностью, например, запатентованными технологиями. А частный капитал дает деньги на производство и развитие продукта, который будет востребован на рынке.

Попутно решаются и социальные задачи - трудоустройство выпускников, практика студентов. По официальным данным, в российских вузах создано всего 144 малых инновационных предприятия.

Первое малое предприятие зарегистрировала Московская государственная академия тонкой химической технологии: фирма разрабатывает материалы с разными характеристиками, например, гидрофобными, изоляционными.

- Планируем учредить еще три предприятия, в том числе в области биомедицинских технологий, - рассказывает ректор академии Алла Фролкова.

В Бауманке открыты три фирмы, которые используют научные разработки вуза: оказывают услуги в области технического проектирования и промышленного дизайна, производят устройства для резки различных материалов и продвигают на рынок газовые анализаторы.

- Бизнес-планы, естественно, составлены, но нет гарантий, что все пойдет как по маслу. Мы рассчитываем, что прибыль у наших предприятий появится не позднее чем через 2-3 года. В планах в ближайшее время открыть еще как минимум 5-6 малых предприятий, - рассказывает проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Владимир Матвеев.

В Таганрогском технологическом институте ЮФУ действует шесть малых предприятий. По расчетам вузовских экспертов, два из них через полгода станут прибыльными. Вообще-то малые предприятия при институте стали появляться еще в 90-е годы, сейчас их около тридцати. Все успешно работают, но юридически они никакого отношения к альма-матер не имеют. В отличие от тех шести, что были созданы уже после принятия закона, разрешающего вузам предпринимательскую деятельность. И работать новоиспеченным фирмам не в пример сложнее.

На сегодняшний день у предприятий, зарегистрированных при вузах, нет никаких преимуществ перед обычными фирмами. Зато головной боли - через край. Для начала закон требует учитывать интеллектуальную собственность, которую вуз вложит в капитал инновационной фирмы. А как ее учесть, кто должен ее подсчитать, оценить, включая и экономический эффект? Специалистов мало, а методики оценки плохо проработаны.

Еще один нюанс: налогом облагаются не только материальные активы вуза, к примеру, имущество. Но и нематериальные. А это и есть интеллектуальная собственность - изобретения, полезные модели, ноу-хау. Чем их больше, тем большую сумму налогов заплатят вуз и малое предприятие.

Следующий шаг - аренда помещения. По логике вещей малое предприятие удобнее всего открывать на территории вуза-учредителя. Тем более что свободные площади есть у многих учебных заведений и ректоры обеими руками за то, чтобы пустить свои фирмы под свою же крышу. Увы, нельзя. Хочешь пустить арендатора - проводи конкурс, заключай договор с победителем, предложившим самую высокую цену. Ну откуда, скажите, лишние деньги у предприятия, которое создано с нуля и прибыль получит через несколько лет?

Некоторым ректорам проще заплатить штраф в случае неприятностей, чем проводить конкурс, где может победить не вузовская фирма, а какой-нибудь торгово-закупочный кооператив "Рога и копыта". Никаких налоговых льгот для малых вузовских предприятий пока что не предусмотрено. Как не вправе они и применять упрощенную схему налогообложения.

Впрочем, что касается льгот, мнения в ректорском сообществе разделились. Одни считают, что малым предприятиям нужны налоговые послабления или даже каникулы, а другие говорят: не надо льгот, предоставьте доступные кредиты. Но кредиты ведь дает не государство, а частные банки, которые нельзя заставить снизить ставку с 15 процентов до 5. Зато можно гарантировать возмещение части процентной ставки из бюджета, как это делается по образовательным кредитам - механизмы государственно-частного партнерства сейчас активно развиваются. И срок предоставления субсидии, которую будут получать вузы для создания высокотехнологичного производства (см."РГ" от 16.04.2010), должен быть не три года, как сейчас, а хотя бы пять лет.

...На парламентских слушаниях по малым вузовским предприятиям присутствовали студенты московских вузов. Я спросила одного, что такое, по его мнению, инновации. Он бодро ответил: "Ускорение и упрощение документооборота". Так все-таки, может, начинать надо не с налогов и аренды, а с ликбеза? К слову, инновация - новшество, которое создано на основе научного исследования и реализовано на рынке.

Мнения

Евгений Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

- Рынка интеллектуальной собственности у нас нет вообще, а на его долю должно приходиться не менее 30 процентов в целом от продаж на рынке. Интеллектуальная собственность должна кормить цивилизованную страну. Пока что за наши мозги Россия получает что-то около 100 000 долларов - столько платят иностранные компании нашей молодежи в виде грантов. Особенность российской экономики заключается не только в локальном производстве новаций, но и в том, что, как и в случае с нефтью, Россия производит для мировой экономики "инновационное сырье", ценностью во много сотен раз меньше, чем конечный продукт. Научные результаты уходят туда, где есть рынки, - на Запад. По оценкам специалистов, около 25 процентов всех разработок в мире - российские. Как они утекают за рубеж? Просто! В виде услуги за 100 долларов. Потом создается технология и оформляются права на нее. Они уже стоят 100 миллионов долларов, а сама технология - миллиард.

Александр Сухинов, ректор Технологического института ЮФУ (Таганрог):

- Меня впечатлил опыт шведов. Там муниципалитет на свои деньги строит рядом с университетом отдельное здание и передает его вузу для развития малого предпринимательства. На первом этаже располагается так называемый центр трансфер-технологий, где находятся юристы, маркетологи. Они помогут составить бизнес-проект, подскажут, что востребовано на рынке, а что нет. Из каждых трех заявленных проектов только один доходит до реализации. Потом предпринимателям дают в помощь консультантов, работу которых оплачивает министерство образования и науки. Эти люди на протяжении длительного времени помогают малому предприятию. Из тех предприятий, что начали работать, прибыльным становится только одно из четырех. И это считается хорошим результатом.

Наука Образование Малый бизнес